Историческая драма без крючков: стоит ли смотреть фильм «По Фрейду» с Энтони Хопкинсом
18 апреля в российских кинотеатрах выходит фильм Мэтта Брауна «По Фрейду». В основе картины, в которой снялись блистательные Энтони Хопкинс и Мэттью Гуд, лежит пьеса американского драматурга Марка Ст. Джермейна — она рассказывает о встрече и продолжительном диалоге между психоаналитиком Зигмундом Фрейдом и автором «Хроник Нарнии» Клайвом С. Льюисом. Какой получилась лента, почему многим она покажется скучной и стоит ли вообще тратить почти два часа на ее просмотр? Разбираемся.
О чем фильм «По Фрейду»? Очень коротко
Действие картины разворачивается в Лондоне, 3 сентября 1939 года, — именно в этом месяце началась Вторая мировая война и прервалась жизнь прославленного психоаналитика Зигмунда Фрейда. И вот Германия вторгается в Польшу, как вдруг писатель Клайв С. Льюис, автор повестей «Хроники Нарнии», наведывается в гости к австрийскому автору. Вместе им предстоит чередовать виски с морфием, спорить о Боге (Льюис — экс-атеист, ныне обретший веру, Фрейд — человек, существование оного отрицающий) и рассуждать о смысле жизни.
Разве Фрейд и Льюис когда-нибудь встречались?
За последний год на сайте «Постньюс» не было ни одного более короткого описания к фильму, однако в случае с «По Фрейду» (предлагаем более корректный перевод — «Последний сеанс Фрейда») такой сжатый синопсис кажется вполне исчерпывающим. Камерное разговорное кино представляет собой долгий спор между людьми, которые в действительности никогда не встречались.
Дело в том, что клинический психиатр Арман Николи противопоставлял материалистические взгляды Фрейда религиозному мировоззрению писателя. Так, «противостояние» философов стало основой для произведения Николи «Проблема Бога: полемика К.С. Льюиса и Зигмунда Фрейда о Боге, любви, сексе и смысле жизни».
В 2009 году драматург Марк Ст. Джермейн, вдохновившись книгой Николи, написал по ней пьесу, в которой молодой британский писатель и великий австрийский психоаналитик сошлись в словесной баталии (зарубежные критики называли постановку «невероятно проницательным, исполненным жизни рассуждением, не лишенным юмора»). Когда дело дошло до экранизации, общие идеи первоисточников сохранились, но вот результат оказался, скажем, удовлетворительным — хотя сценаристом остался Ст. Джермейн. Режиссер Мэтт Браун взялся за непростую задачу: снять кино, сильно ограниченное пространством и при этом переполненное экзистенциальными диалогами.
Кинематографист разбавил бесконечные (и часто безрезультатные) беседы героев Хопкинса и Гуда вспомогательными сюжетными линиями: например, ввел дочь психоаналитика Анну, чьи бисексуальные отношения отец не одобряет. Также мы наблюдаем за тем, как организм Фрейда постепенно поражает рак горла, а Льюиса мучают психологические травмы, полученные во время Первой мировой.
При этом основа ленты — спор диаметрально противоположных идеологий — оказывается несостоятельной. Обсуждая сексуальность, относительность добра и зла, религиозные и атеистические убеждения, мыслители остаются при своем, оставляя зрителю красноречивый, но вторичный и даже тоскливый диалог. «По Фрейду» — это не самый занятный сеанс терапии, родившийся из хитрого студенческого упражнения.
Стоит ли смотреть «По Фрейду»?
Справедливости ради стоит сказать, что штампа «плохое кино» лента Брауна не заслуживает — хоть на Rotten Tomatoes у нее удручающие 44% от критиков. Наверняка многим будет интересно проникнуться идеями Фрейда и Льюиса, послушать размышления о божественной природе (когда на фоне разражаются самые страшные события прошлого века) и пробежаться по избитым, но верным тезисам о том, что перед страхом войны равны и атеисты, и верующие. Впрочем, кажется, что реальные достижения и труды обоих авторов куда занятнее иллюстрации их гипотетической встречи.
В эпиграфе картины мы видим цитату писателя и проповедника Джона Беньяна из его классического религиозного произведения «Путешествие паломника в Небесную страну»: «Когда я странствовал по дикой пустыне этого мира, я наткнулся на одно место, где находился вертеп. Там я лег отдохнуть и вскоре заснул. И вот приснился мне сон». К слову, Клайв С. Льюис известен еще и тем, что представил переосмысление его произведения под названием «Кружной путь, или Блуждания паломника».
Можно долго обсуждать влияние Беньяна на Льюиса и тот факт, что по сюжету Фрейд отвергал произведение оппонента, вдохновленное работой проповедника. Однако режиссер Мэтт Браун, использовав отрывок из «Путешествия паломника», случайным образом спрогнозировал естественную реакцию некоторых зрителей: при определенных обстоятельствах (допустим, недосыпе) человек, странствующий по городским кинотеатрам, может наткнуться на картину «По Фрейду» и случайно заснуть.