«Следствие вели» с Леонидом Каневским: история легендарного шоу, подсадившего россиян на тру-крайм
2 мая российскому актеру и телеведущему Леониду Каневскому исполняется 85 лет. За почти две декады вещания и 600 с лишним выпусков программа Каневского «Следствие вели» стала настоящим культурным феноменом. Криминальный цикл, считающийся каноническим в жанре отечественного тру-крайма, по-прежнему остается популярным и ежегодно рождает кучу мемов. Как у шоу «Следствие вели» получается оставаться актуальным? Разбираемся здесь и сейчас.
Как появилась передача «Следствие вели» с Леонидом Каневским
В 90-х годах российские зрители еще не знали про ныне популярный «тру-крайм», но телевидением уже тогда заправляли программы, связанные с темой криминала. Перестроечное время, которое у многих ассоциируется с беспрецедентной свободой слова в журналистике, позволяло авторам препарировать самые откровенные и болезненные социальные проблемы. Тем логичнее, что шоу, посвященные бандитскому беспределу, откликались у самых разных слоев населения.
Одним из первопроходцев можно считать тележурнал «Человек и закон» (начал выходить в 1970-м) — правда, он исследовал не столько преступления из прошлого, сколько актуальные злодеяния. Более близкой к жанру тру-крайм стала программа «Криминальная Россия» — она выходила с 1995-го по 2014-й и рассказывала про беззаконие на территории СССР и современной России. В нем, к слову, использовалось много будоражащих документальных кадров.
Настоящим же тру-крайм феноменом стало «Следствие вели» с Леонидом Каневским. Впервые шоу вышло в 2006 году, а его название отсылало к детективному сериалу «Следствие ведут ЗнаТоКи» (в нем Каневский сыграл инспектора Томина). В общем смысле концепцию проекта сложно назвать новаторской: продюсер Дэвид Гамбург, занимавшийся в том числе и «Криминальной Россией», продолжил идею документального сборника, разбавив ее художественными компонентами и авторским взглядом.
Как устроено шоу Каневского и почему оно так популярно
Программа «Следствие вели» состояла из двух слоев — игрового (актеры воссоздавали ранее совершенное преступление) и документального (очевидцы и пострадавшие делились подробностями, а криминалисты — мнением). Сопровождал скрупулезную реконструкцию преступления сам Каневский: он выступал в роли эдакого комментатора и показывал зрителям, как устроена та или иная эпоха.
Шоу работало без перебоев на обоих уровнях. Редакторы и сценаристы подготавливали леденящую кровь историю, а также частенько прибегали к нелинейному нарративу: с помощью флешбэков и скачков во времени им удавалось хитро перплести события, делая полудокументальное шоу по-настоящему динамичным. Тем временем загадочный Каневский мог на полном серьезе рассуждать об окрошке, беляшах или ковре на стене.
Впрочем, некоторые элементы советского быта могли нести под собой не только ностальгический характер, но и подводить к расследованию головоломки. Так, Каневский в красках описывал хрущевский холодильник, в котором хранились запасы продуктов на зиму, а заканчивал повествование жутковатым: «В нем-то следователи и обнаружили отрубленную голову жертвы». Сеттинг и неповторимая харизма Каневского ярко выделяли шоу на фоне аналогов, менее изобретательно презентовавших материал.
Временами «Следствие вели» выводило из себя откровенно халтурными актерскими зарисовками. При этом Каневский оттенял недоработки коллег, представая из года в год в разных (часто — абсурдных) образах. В скетчах Леонид мог отыгрывать несколько ролей в одной сцене, говорить сам с собой и вступать в забавные диалоги. Например, перекинуться парой фраз с рокерами («пусть меня задавят танком, все равно умру я панком!») или выпить пива с самим собой, рассказывая анекдот про Брежнева и Райкина.
«Следствие вели» как кладезь мемов
«Следствие вели» — шоу крайне эклектичное и оттого в своем роде уникальное: в нем органично сочетаются захватывающие истории жестоких убийств, юмористические сцены-передышки и даже колкие высказывания ведущего (шоу критиковали за антисоветскую риторику, ведь Леонид нередко говорил о коррупции и дефиците). Справедливости ради стоит сказать, что авторы программы подсвечивали как недостатки, так и прелести советской жизни — например, ту же милицию и оперативников Каневский чаще хвалил, подчеркивая их храбрость.
Но, как вы знаете, ближе к 2020-м «Следствие вели» обрело новый виток популярности не благодаря скрупулезному подходу к созданию контента, а за счет своей меметичности. Леонид Каневский уже давно соорудил пантеон коронных винтажных фраз в духе «это уже совсем другая история» и «без лишних предисловий [мужчина умер]». Последние 5-7 лет с ним все чаще можно встретить так называемые пупы — видеомемы, представляющие собой ремиксы известных роликов со специфическим монтажом. Но показывать их вам мы, конечно, же не будем…
Леонид Каневский и телепрограмма «Следствие вели» — явления друг от друга сложно отделимые и бесспорно культовые. Еще несколько лет назад Каневский смело заходил на шоу к Ивану Урганту, покорял TikTok и даже оказывался ведущим нашумевшей игры Among Us (блогер смонтировал видео таким образом, что Каневский комментировал убийства во время игрового процесса). Пробыв почти 18 лет на телевидении и интегрировавшись в интернет-культуру, ведущий и его программа умудрились не устареть, а обрести фирменные метаироничные черты. Удивительно, но они никому так и не надоели. Ждем новых выпусков и наслаждаемся олдскульными мемами!