Михаил Терещенко/ТАСС
Михаил Терещенко/ТАСС
СВО

«Спасибо, что живой»: как жители Крыма, Севастополя и Новороссийска пережили ночную атаку дронов?

«Под выстрелы и взрывы не знаешь, что делать: куда-то бежать или прятаться дома»

В ночь с 16 на 17 мая российские средства ПВО уничтожили и перехватили 102 дрона сразу над несколькими регионами — атака стала одной из самых массированных с начала СВО. Из-за этого некоторые города остались без электричества, а на атакованных объектах начались локальные возгорания. Как происшествие пережили местные жители? Мы с ними поговорили.

Что известно об атаке дронов 17 мая?

51 дрон сбили над территорией Крымского полуострова, 44 — над Краснодарским краем, шесть — над Белгородской областью и еще один — над Курской областью. Кроме того, в акватории Черного моря авиация и патрульные катеры Черноморского флота уничтожили шесть безэкипажных катеров.

Во всех регионах, кроме Белгородской области (в которой несколько раз объявляли ракетную опасность), обошлось без пострадавших. Как сообщил глава региона Вячеслав Гладков, один беспилотник атаковал автомобиль, в котором находились женщина и ребенок: они погибли.

Анастасия, живет в Новороссийске

Все началось в 03:00 и продолжалось примерно полтора часа. Было громко настолько, что у нас чуть окна не выбило.

Я живу в районе Восточный, и мой дом выходит на морской порт. Моя семья проснулась от громких взрывов. Мы подошли к окнам, чтобы посмотреть, что случилось: все небо было в дыму и в таких красных точках. Мы видели, как по дронам стреляют, а после у нас отключили электричество.

Примечательно, что один беспилотник летал прямо между нашими домами. Обычно дроны так перемещаются, чтобы их было сложнее сбить. Скорее всего, один из таких и нанес повреждения: говорят, что электростанцию задели.

Атака дронов на Новороссийск

Дроны атаковали нефтебазу и морской порт в городе. На гражданских объектах в Новороссийске произошли локальные возгорания из-за падения сбитых дронов. В Туапсе также был пожар, который быстро ликвидировали — БПЛА атаковали нефтеперерабатывающий завод.

Из-за произошедшего в Новороссийске временно остановили работу общественного транспорта, а Управление образования города распорядилось, чтобы родители сами решали, вести ли детей в школы и детские сады.

Анонимные жители Новороссийска

«Ночь была кошмарная. Все началось в 2:55 и закончилось в 5:40. Было жутко и страшно».

«В подробностях все невозможно описать. Я только слышала грохоты. Знаю, что прилетело в мазутный терминал. Наши ребята военные молодцы: сработали грамотно и слаженно. Разрушений могло быть бы и больше».

«Около 03:00 прогремел первый взрыв. Я услышал его и проснулся. Потом началась стрельба, которая продолжалась часа два с половиной. Потом после 04:00 включили сирену. То спали, то не спали. Под выстрелы и взрывы не знаешь, что делать: куда-то бежать или прятаться дома».

Анастасия, живет в Крыму

Вчерашняя атака была самой длительной и мощной за все время военных действий. Поскольку я, сама того не понимания, купила себе несколько лет назад дом буквально с билетами в первый ряд, я вижу и слышу каждый обстрел.

Вчерашний был направлен четко на Балаклавскую ТЭС, которая уже давно не дает покоя и до которой уже не первый раз пытаются добраться. В СМИ пишут, что сбили порядка 50 БПЛА, но по моим ощущениям их было раза в два больше — обстрел велся волнами всю ночь на протяжении нескольких часов, и в каждую волну было не по 5-10 взрывов, а десятки.

Глобально было ощущение, что они просто решили напоследок «погулять на все бабки», потому что, судя по звукам, многие БПЛА летели абы куда, а не целенаправленно на ТЭС. Взрывы были не просто по всем районам города, а даже в отдаленных севастопольских поселках, где некоторые жители сирену воздушной тревоги ни разу не слышали.

Конечно, очередной обстрел не был совсем шоком, слухи о нем ходили давно, и мы ждали массированную атаку — или на годовщину присоединения полуострова к России, или в день инаугурации Владимира Путина. Но в итоге эту атаку привязали к годовщине запуска Крымского моста, которая как раз была 15 мая, а в ночь атаковали военный аэропорт Бельбек.

Однако от того, что ты живешь постоянно в ожидании новых обстрелов, ни на грамм легче в момент не становится. Невозможно привыкнуть к тому, когда над твоей головой летают и взрываются беспилотники и ракеты, когда у тебя ночью трясутся стены и окна, а ты сидишь и можешь только молиться, чтобы никакой осколок не упал на твою крышу.

Во время одного из взрывов у меня на несколько секунд выключился свет, но мне повезло, потом он включился, однако во многих районах города электричества не было до утра. Сейчас по всему городу идут частичные поочередные отключения — какие-то районы сейчас сидят без света, у кого-то он есть. Глобально никакой энергетической катастрофы, слава богу, нет, и никакого повторения блэкаута (как в ноябре 2015 года) нам не грозит.

По итогам этой ночи в голове крутится одна до противного банальная и попсовая, но очень актуальная фраза: «Спасибо, что живой».

Атака дронов на Крым и Севастополь

На полуострове беспилотники атаковали Севастополь. Как указал его глава Михаил Развожаев, обломки упавших БПЛА повредили подстанцию «Севастополь», поэтому город частично остался без электричества. На полное восстановление работы подстанции потребуется «около суток», отметил чиновник, поэтому в городе решили провести точечные отключения света.

Кроме того, из-за атаки власти приняли решение отменить занятия во всех школах и детских садах Севастополя. Из-за произошедшего никто не пострадал.

Михаил, живет в Севастополе

Как и многие другие жители города я с женой и дочерью проснулся от звуков взрывов и стрельбы. Знаю, что множество БПЛА дежурным средствам ПВО удалось сбить, никто не пострадал, но от этого почему-то все равно не легче.

Казалось, что все происходит у нас прямо во дворе многоэтажки. В небе мы видели яркие вспышки, похожие на салют, но понимали, что это совсем не празднование чего бы то ни было. Раньше подобного не происходило, чтобы атака была настолько массированной.

Произошедшее нас не удивило, но очень напугало. Схожие чувства мы испытывали лишь, пожалуй, когда в первый раз подорвали Крымский мост. Тогда в голове крутилась лишь мысль о том, чтобы взять в охапку родных и скрыться куда-то вглубь страны.

Мы пока не знаем, насколько затянется аварийное отключение электричества, и от городских служб хотелось бы большей ясности. Я работаю на удаленке, сейчас моя техника почти разрядилась, а моя зарплата зависит от отработанных часов, так что семья в прямом смысле вскоре начнет терять деньги.

Мы бы хотели переехать, но все еще не знаем как и куда: в городе держит ипотека, работа супруги и пожилые родственники, за которыми нужно приглядывать. Остается лишь надеяться, что скоро все стороны конфликта наконец придут к общему знаменателю, а все это закончится.

«Все устали бояться»: как россияне продолжают жить и отдыхать в Крыму после терактов
«Все устали бояться»: как россияне продолжают жить и отдыхать в Крыму после терактов
Эльнара Синютина