суд

В Москве начался суд над лауреатками «Золотой маски» Петрийчук и Беркович. В чем их обвиняют?

Сторона обвинения считает оправданием терроризма постановку пьесы «Финист Ясный Сокол»
Alexander Zemlianichenko/AP/TASS
Alexander Zemlianichenko/AP/TASS

Второй западный окружной военный суд Москвы начал рассмотрение дела против лауреаток премии «Золотая маска» Светланы Петрийчук и Евгении Беркович (в середине апреля их обеих внесли в список террористов и экстремистов). Девушек обвиняют в оправдании терроризма из-за постановки пьесы «Финист Ясный Сокол». При этом сами они свою вину не признают. В нашем материале собрали все, что известно об этом деле.

Что за пьеса «Финист Ясный Сокол»?

Драматург Светлана Петрийчук написала эту пьесу в 2019 году. Она основана на реальных историях российских женщин, которых вербовали радикальные исламисты через сайты знакомств. В частности, в пьесе использованы протоколы настоящих допросов и судебных разбирательств по делу Варвары Карауловой, студентки, получившей в 2016 году 4,5 года колонии за попытку сбежать из России на подконтрольную запрещенному в стране «Исламскому государству» и выйти там замуж за одного из боевиков.

Помимо прочего, пьеса часто делает отсылки к сказкам и былинам — например, главная героиня Марьюшка хотела сбежать к возлюбленному Финисту Ясному Соколу в Тридевятое царство. Режиссер Евгения Беркович поставила спектакль по этой пьесе в 2020 году — постановка получила две премии «Золотой маски»: за лучшую работу драматурга и лучшую работу художника по костюмам.

В чем обвиняют Петрийчук и Беркович?

Уголовное дело в отношении девушек возбудили весной 2023 года по ч. 2 ст. 205.2 УК РФ за публичное оправдание терроризма. По этой статье им грозит до семи лет колонии. Тогда же их арестовали и отправили в СИЗО, где они находятся уже больше года.

Сторона обвинения настаивает на том, что Светлана Петрийчук специально написала сценарий к пьесе «Финист Ясный Сокол», а Евгения Беркович также специально поставила эту пьесу, чтобы сформировать «романтичный образ террориста» и сделать его «интересным и привлекательным для девушек и женщин».

Дело возбудили на основании экспертизы, которую подготовили руководитель «лаборатории деструктологии» МГЛУ им. Мориса Тореза Роман Силантьев и директор Центра лингвистической экспертизы МГЛУ Галина Хизриева. Российский федеральный центр судебной экспертизы при Минюсте РФ заявил, что эта экспертиза не может быть включена в перечень судебных из-за своей ненаучности, однако меру пресечения Петрийчук и Беркович отказались смягчать, а следствие запросило новую экспертизу.

В конце июля прошлого года защита Евгении Беркович подала в суд ходатайство о возбуждении уголовного дела против Силантьева по ч. 2 ст. 282 УК РФ за разжигание ненависти либо вражды. По мнению адвоката Ксении Карпинской, в экспертизе содержатся антисемитские высказывания. Помимо этого, в антисемитизме Силантьева обвинили и представители Российского еврейского конгресса, а позднее их поддержали представители Духовного управления мусульман Российской Федерации.

Что показала вторая экспертиза пьесы «Финист Ясный Сокол»?

Как выяснила редакция «Коммерсанта», осенью 2023 года старший эксперт-криминалист экспертного подразделения УФСБ России по Свердловской области Светлана Мочалова провела экспертизу пьесы. В ходе лингвистической проверки она заключила, что девушки поставили своей целью оправдание терроризма, рассказывали в пьесе об «исключительности» террористов и создали привлекательный и интересный образ для девушек и женщин.

Романтический образ боевика (террориста), репрезентируемого в образе Финиста Ясного Сокола, проникнут высокими эмоциями и умонастроением, а также идеализацией священной войны, что определяет так называемую эстетику джихада.

Светлана Мочалова, эксперт-криминалист и автор экспертизы по делу Петрийчук и Беркович

Помимо прочего, Молчанова подчеркнула, что русских мужчин в пьесе, напротив, противопоставляют в негативном ключе «героическим боевикам».

Что говорит сторона защиты Петрийчук и Беркович?

Адвокат Ксения Карпинская, которая защищает Евгению Беркович, заявила, что возмущена результатами и качеством экспертизы. Она назвала вывод Мочаловой о том, что девушки посмотрят пьесу и пойдут по стопам главной героини, абсурдным. Сама Светлана Петрийчук говорила, что ее удивляет, как в пьесе с абсолютно другим смыслом смогли найти терроризм.

То же самое, что сама «Анна Каренина» не пропагандирует самоубийство, «Морфий» Булгакова — наркотики. А «Чикатило» с Дмитрием Нагиевым — серийные убийства.

Светлана Петрийчук, драматург

Обе девушки свою вину по-прежнему не признают. Евгения Беркович после оглашения обвинительного заключения заявила, что в нем содержится множество несостыковок. Кроме того, в деле нет ни мотива, ни ущерба, ни потерпевшего. Также Беркович подчеркнула, что цель постановки спектакля была, напротив, в профилактике терроризма.

Мне не понятна даже постановка вопроса о моей виновности. К террористам я никогда не испытывала ничего, кроме осуждения или отвращения. Вину не признаю.

Евгения Беркович, режиссер-постановщик

Как ожидается, прения по делу и оглашение приговора могут состояться уже на этой неделе.

Анастасия Мельник