законы

Депутат Матвеев: «закон о диаспорах» призван учесть права русских в национальной политике страны

По словам парламентария, поправки в закон о национально-культурных автономиях должны ликвидировать имеющиеся в нем противоречия
«RTVI Новости»/YouTube
«RTVI Новости»/YouTube

20 мая стало известно, что депутат Госдумы от Самарской области Михаил Матвеев подготовил новую редакцию закона о национально-культурных автономиях в РФ, согласно которому диаспоры могут быть приравнены к иноагентам. Инициатива вызвала бурную общественную реакцию, в частности, ее раскритиковал первый зампред думского комитета по делам национальностей Ильдар Гильмутдинов. Мы поговорили с автором законопроекта и постарались выяснить, в чем заключается суть поправок. Разбираемся.

Не «автономия», а «объединение»: какие основные концептуальные изменения предлагает Матвеев?

Как рассказал депутат в разговоре «Постньюс», основная задача, на решение которой нацелена новая редакция закона, — это «ликвидация внутренних противоречий, которые имеются в действующем ФЗ “О национально-культурных автономиях” от 1996 года, которые деструктивны либо противоречат национальной государственной политике».

По мнению Матвеева, в текущем виде закон не объединяет народ России, а создает диспропорции в правах разных этнических групп, населяющих страну. Кроме того, его положения дают возможность иностранным государствам посягать на суверенитет РФ, оказывая влияние на политику и решения властей.

«Прежде всего, необходимо уйти от термина “автономия”, который я считаю деструктивным, разрушительным самим по себе, — сказал Матвеев, — Как бы здесь не существовали какие-то объяснения, что сам термин “автономия” не несет в себе характера или права на национальное территориальное самоопределение — я считаю, что этот термин, мягко говоря, неудачен».

«От термина “автономия” нужно уйти к термину “объединение”», — уточнил автор инициативы. Он подчеркнул, что сохранение единства российской нации представляется одной из главных задач, в том числе согласно этому федеральному закону, а значит, нужно избрать более объединяющий и нейтральный термин. Таким образом, более удачной формулировкой для закона будет название «О национально-культурных объединениях», считает депутат.

Какие еще изменения предполагает новый законопроект о диаспорах?

В действующей редакции закона заложен ряд «спящих» норм, которые в 90-е годы не играли особого значения. «Сейчас, с учетом огромного миграционного потока, который идет в Россию, и возникновения такого понятия, как “этнические диаспоры”, связанные с иностранными государствами, эти нормы начинают работать», — отметил Михаил Матвеев.

По мнению депутата, само понятие “национально-культурная автономия”, которое предполагает объединение граждан РФ, относящихся исключительно к национальным меньшинствам, — неправильное. Фактически такая формулировка дискриминирует национальное большинство, то есть государствообразующий русский народ, поскольку закон не предоставляет русским тех прав, которые даны нацменьшинствам, подчеркнул Матвеев. Среди них он назвал право на сохранение и развитие национальной культуры, языка, традиций, обычаев, а также право на выработку государственной национальной политики путем участия в консультационных советах при органах власти.

«То есть у нас получается достаточно странная ситуация, когда национальную государственную политику вырабатывают на основании предложений различных национально-культурных организаций, которые представляют только национальное меньшинство, а вот национального большинства, то есть русских, почему-то в этих консультационных советах по определению быть не может», — заявил депутат Матвеев.

По этой причине в новой редакции закона предлагается убрать отсылку к «национальному меньшинству». «Нужно говорить о том, что у всех национальностей Российской Федерации имеется право на создание таких национально-культурных организаций, которые занимаются собственной национальной самоидентичностью и сохранением национальной культуры, языка и вносят свои предложения по выработке государственной национальной политики», — подчеркнул автор инициативы.

Какие диаспоры предлагается признать иностранными агентами?

Важный аспект разрабатываемой редакции закона — это максимальная деполитизация национально-культурных объединений. Их сфера деятельности должна ограничиваться исключительно вопросами культуры, считает Матвеев. Он пояснил, что новая редакция закона установит запрет на их вмешательство в деятельность органов государственной власти и местного самоуправления; также автономии не должны включать в свою сферу деятельности какие-либо экономические вопросы, отметил Матвеев.

«Миграционная политика должна быть уделом именно органов государственной власти, а не национально-культурных автономий, “диаспор”, как говорят. А у нас сейчас ст. 1 действующей нормы о национально-культурных автономиях заканчивается словами “осуществление деятельности, направленной на социальную культурную адаптацию интеграции мигрантов”». По словам Матвеева, такая формулировка указывает на то, что закон изначально нацелен на обеспечение интересов иностранных граждан, поскольку татары, чуваши, буряты и представители других народов России не относятся к мигрантам.

«Значит, из этого определения мы видим, что закон изначально написан под диаспоры, то есть под некие этнические сообщества иностранных государств, у которых, собственно, вот эти мигранты и есть, — заметил депутат, — Поэтому закон в данный момент может использоваться в качестве некой структуры, которая позволяет создавать представительства, то есть оказывать определенное иностранное влияние на Россию, в том числе через национальные вопросы».

В связи с этим депутат полагает, что этнические общности, которые хотят поддерживать связи со своей исторической родиной и взаимодействовать с международными организациями, должны соблюдать требования закона об иностранных агентах. Также Матвеев считает необходимым запретить финансирование таких организаций из-за рубежа, при этом речи о запрете их поддержки со стороны государства не идет. «Государство как раз должно заботиться о национальных культурах всех народов Российской Федерации», — убежден Матвеев.

Какие диаспоры могут быть ликвидированы?

Все «автономии» должны будут перерегистрироваться в «объединения» и привести свои уставы и деятельность в соответствие с новыми положениями закона в течение двух лет с момента его вступления в силу. Те национально-культурные автономии, которые этого не сделают, будут подлежать ликвидации, отметил депутат.

«Кроме того, на мой взгляд, должен быть реализован принцип, что в одном муниципалитете, субъекте федерации, должно быть одно национально-культурное объединение, которое представляет свою конкретную этническую общность, — отметил депутат, — То есть не должно быть так, что в одном городе или в одном районе несколько объединений какой-то из национальностей. Это для того, чтобы действовал объединяющий принцип».

Также своей деятельностью такие организации должны подтверждать тезис об укреплении единства российской нации. Это может выражаться в поддержке русского языка как языка межнационального общения и языка государствообразующего народа, убежден Матвеев. «Эти общества должны заниматься не только развитием своего национального языка, культуры и сохранением своей самобытности, но и изучением и поддержкой русского языка. Особенно это касается объединений, связанных с выходцами из заграницы», — добавил депутат.

По словам Матвеева, в настоящее время текст будущего законопроекта дорабатывают юристы. Он полагает, что эта работа будет завершена до конца мая, после чего документ внесут в Госдуму. Отвечая на вопрос «Постньюс» о перспективах инициативы, парламентарий выразил уверенность, что она столкнется с сильным противодействием.

После теракта в «Крокусе» в РФ назревает волна нетерпимости к мигрантам. Так нельзя — и вот почему
После теракта в «Крокусе» в РФ назревает волна нетерпимости к мигрантам. Так нельзя — и вот почему