власть

«Парад живых мертвецов»: как прошел саммит G7 в Италии

Страны G7 решили выдать Украине кредит за счет активов РФ и поругались из-за абортов
Zuma/ТАСС
Zuma/ТАСС

13-15 июня в Италии прошел юбилейный 50-й саммит G7. Западные лидеры собрались, чтобы обсудить конфискацию активов РФ, заключить соглашения с Украиной, а также прийти к согласию по другим мировым проблемам. Рассказываем, какие решения приняли на саммите и почему он совсем не впечатлил обозревателей.

Конфискация активов РФ

Одно из ключевых решений саммита G7 в Италии — согласие США и ЕС выдать Украине кредит в $50 млрд под залог российских активов.

На Западе уже давно обсуждали этот план и до последнего было неясно, примут ли его. Большая часть замороженных российских активов сосредоточена в ЕС. США хотели сами взять кредит и направить деньги в украинские фонды, а ЕС должен был расплачиваться по нему процентной прибылью. Брюссель смущало, что Вашингтон хочет сохранить контроль над деньгами и повесить на ЕС все риски от их использования.

Судя по сообщениям СМИ, из-за противоречий сделка была на грани распада, но Западу все же удалось договориться. В новом варианте страны G7 «разделят риск»: каждая страна самостоятельно возьмет кредит и в индивидуальном порядке направит деньги Украине.

Каким образом США и их союзники распределят между собой доли и как технически будет проходить финансирование Киева, пока неизвестно. Страны G7 договорились финализировать детали соглашения до конца года. Предположительно, тогда же Украина начнет получать первые транши помощи.

Впрочем, даже в этом варианте у сделки остаются большие риски. Непонятно, как страны G7 будут платить по долгам, если снимут санкции с России — это может произойти как по результатам мирных переговоров, так и в случае, если в ЕС кто-нибудь пойдет на принцип и заблокирует продление ограничений. К тому же Москва рассматривает возможность в ответ конфисковать собственность западных компаний — по расчетам властей РФ, они сопоставимы с суммой, замороженной на Западе.

Договоры по гарантиям безопасности для Украины

Саммит G7 также посетил президент Украины Владимир Зеленский. Он воспользовался этим, чтобы подписать договоры по гарантиям безопасности с США и Японией на 10 лет. Эти страны были последними участниками G7, кто еще не заключил такие соглашения с Киевом.

Как и другие аналогичные соглашения, документы вышли бессодержательными. США и Япония подтвердили, что продолжат помогать Украине финансами, поставками оружия и тренировками войск. При этом никаких реальных обязательств по гарантиям безопасности они на себя не взяли — хотя в этом и должна быть суть подобных соглашений. Если Украина подвергнется нападению в будущем, ее союзники лишь проведут консультации, а дальше будут действовать на свое усмотрение.

У договора, который подписал президент США Джо Байден, оказался и другой нюанс. Документ не пойдет на ратификацию в Конгресс, и останется соглашением между нынешней администрацией в Белом доме и властями Украины. Если в ноябре Байден проиграет выборы, и к власти вернется Дональд Трамп, то он может беспрепятственно расторгнуть это соглашение. И тогда аннулируются даже те малые обязательства, что Вашингтон дал Киеву.

«Объявляя о заключении соглашения, президент Джо Байден пошел на рисковую авантюру. Он поставил на кон репутацию Америки в попытке обнадежить Украину и европейских союзников при том, что сам он не может гарантировать, что договор протянет 10 месяцев — не говоря уже о 10 годах. Но это также может создать резкий контраст между ним и его республиканским оппонентом, сделав из Байдена трансатлантического защитника, а Трампа — ненадежным союзником», — оценивает этот шаг газета Politico.

Аборты, ИИ, война в Палестине

Россия и Украина были не единственными темами, которые обсуждали на саммите G7. В самом начале многосторонней встречи премьер Италии и хозяйка саммита Джорджа Мелони настояла, чтобы из итоговой декларации исключили пункт об охране права на аборты. Однако это не понравилось президенту Франции Эммануэлю Макрону.

Итогом стал дипломатический конфликт. Макрон заявил журналистам, что Франция будет силой защищать аборты. Мелони в ответ обвинила французского коллегу в том, что он использует G7 как платформу для предвыборной кампании.

G7 затронули и тему войны в секторе Газа — ради этого на встречу пригласили представителей арабских стран, а также президента Турции Реджепа Эрдогана. В итоговом коммюнике «семерка» выступила за передачу сектора Газа под контроль Палестинской национальной администрации Махмуда Аббаса, которая правит на Западном берегу Иордана. Они также предостерегли Израиль от ослабления правительства Аббаса.

Кроме того, встреча в Апулии стала первым саммитом G7, в котором поучаствовал папа римский. Франциск посвятил свое выступление опасностям искусственного интеллекта, призвав запретить оружие, которое его использует. «[Запрет] должен начаться с эффективного и твердого обязательства усилить надлежащий контроль за [машинами] со стороны людей. Ни одна машина не должна иметь возможность забрать жизнь человека», — заявил он.

Другие итоги саммита G7

Саммит G7 в Италии привлек внимание не только решениями, которые на нем принимали. Зарубежные СМИ и обозреватели обращают внимание, что это последний саммит, на котором западные лидеры соберутся в нынешнем составе.

Большинство из них уже можно назвать «сбитыми летчиками» из-за низкой популярности и рисков проиграть выборы. Издание Axios предпочитает формулировку «мировые лузеры»: оно отмечает, что из всех лидеров G7 только у премьера Италии Джорджи Мелони рейтинги одобрения выше 40%.

Премьер Британии Риши Сунак почти наверняка уйдет в отставку после национальных выборов 4 июля. Президент Франции Эммануэль Макрон рискует выйти ослабленным после внеочередных парламентских выборов 30 июня и 7 июля — на них может победить «Национальное объединение» Марин Ле Пен.

Не совсем ясно, сумеет ли Байден одолеть Трампа на президентских выборах в ноябре. Олаф Шольц и Фумио Кисида должны будут переизбраться в следующем году — но нет уверенности, что они сохранят посты, учитывая их чрезвычайно низкие рейтинги. То же самое предстоит и Джастину Трюдо, но он, по собственным словам, подумывает над отставкой.

«Собрание лидеров G7 на этой неделе в Италии больше похоже на тайную вечерю, нежели на демонстрацию мощи Запада», — отмечает, в свою очередь, издание Politico.

Саму встречу Politico называет самым слабым собранием западных лидеров за долгие годы существования G7. Кстати, материал газеты называется «Шесть хромых уток и Мелони» — имеется в виду, что на фоне остальных даже Мелони, которая возглавляет не самую влиятельную страну Запада, выглядит достаточно сильной, чтобы продвигать свои интересы.

Обозреватель газеты The Guardian Патрик Винтур описал открытие саммита так:

«Еще никогда у хозяйки саммита не было так мало общего с ее гостями. Стоя спокойно в брючном костюме лососево-розового цвета, возглавившая рейтинги лидеров на выборах в Европарламент ультраправая лидер Италии Джорджа Мелони ожидала остальных лидеров G7… В трехминутные интервалы или около того обеспокоенные мировые лидеры один за другим проходили под аркой, чтобы хозяйка могла поприветствовать их. Пустые и разбитые на электоральном поле боя, они выглядели как парад живых мертвецов».

Виталий Рюмшин