власть

Франция без парламента, Бельгия без правительства: чем закончились выборы в Европарламент?

Правящие в Брюсселе консерваторы победили и даже усилили свое положение в Европарламенте. Но без драмы не обошлось
Ludovic Marin/POOL/EPA/ТАСС
Ludovic Marin/POOL/EPA/ТАСС

В ЕС закончились выборы в Европарламент. Избирательная кампания вышла напряженной, но не менее напряженным оказалось подведение итогов. «Ультраправого цунами» не произошло, и ЕС не грозит разворот на 180 градусов. Тем не менее победа противников брюссельского истеблишмента все равно была ощутимой — настолько, что во Франции распустили парламент, а Бельгия лишилась правительства и теперь рискует расползтись на две части. Рассказываем, кто победил на выборах в Европарламент, какие прогнозы аналитиков оправдались, а чего не ожидал никто.

Чем закончились выборы в Европарламент?

Голосование на выборах в Европарламент проходило с 6 по 9 июня во всех 27 государствах ЕС. Европейцы выбрали 720 депутатов, которые будут представлять их в Брюсселе.

Пока распределение мест в Европарламенте выглядит так:

  • ЕНП — 186 мест (+10);

  • «Прогрессивный альянс социалистов и демократов» — 135 мест (-4);

  • «Обновляя Европу» — 79 мест (-23);

  • ЕКР — 73 места (+4);

  • ИД — 58 мест (+9);

  • «Зеленые» — 53 места (-18);

  • «Левые» — 36 мест (-1).

На выборах побеждает правоцентристская Европейская народная партия (ЕНП). По данным Politico, она предварительно получает почти 26% и 186 мест, что несколько лучше результата 2019 года.

Второе место осталось за «Прогрессивным альянсом социалистов и демократов», хотя позиции фракции несколько пошатнулись. В целом леволиберальное крыло Европарламента заметно просело. Из-за неважных результатов групп «Обновляя Европу», «Зеленые» и «Левые» оно суммарно потеряло 46 мест по сравнению с 2019 годом.

А вот правый фланг, наоборот, укрепился. Его представляют евроскептики из «Европейских консерваторов и реформистов» (ЕКР), ультраправая «Идентичность и демократия» (ИД) и еще несколько схожих по идеологии партий, которые не входят ни в одну из межпартийных групп.

Независимые партии и депутаты получают около 100 мест. Они пока не определились, к какой из фракций им примыкать и примыкать ли к кому-то вообще. Так что в будущем распределение мест в Европарламенте еще может измениться.

Кто победил и проиграл в результате голосования на выборах в парламент?

Как и ожидали аналитики, после выборов Европарламент заметно «поправел». Ультраправые и евроскептики победили во Франции, Италии, Бельгии, Австрии и Венгрии.

В Нидерландах «Партия свободы» Герта Вилдерса заняла второе место, уступив коалиции «Зеленых» и социал-демократов. Однако голландские ультраправые все равно считают это победой — ведь до этого они вообще не были представлены в Европарламенте. Такая же ситуация сложилась в Германии, Польше, Чехии и Латвии.

Вместе с тем влияние «правой волны» на политические настроения в Евросоюзе явно недооценили. В ФРГ «Альтернатива для Германии» обошла СДПГ Олафа Шольца и всех его партнеров по коалиции. Ультраправые получили 16%, несмотря на многочисленные скандалы и притеснения со стороны властей. А вот 14%, которые заработала СДПГ, оказались худшим результатом за всю ее историю.

СМИ называют произошедшее не иначе как «унижением» и «настоящей катастрофой» для Шольца. В Германии и до этого ходили разговоры о том, что канцлеру пора уходить в отставку. Теперь дискуссии могут вспыхнуть с новой силой.

Еще хуже ситуация у президента Франции Эммануэля Макрона. Его партию «Возрождение» (14,6%) разгромило «Национальное объединение» (31%) Марин Ле Пен. Поражение оказалось настолько серьезным, что Макрон неожиданно распустил парламент и назначил досрочные выборы. Они пройдут 30 июня и 7 июля и могут закончиться абсолютное непредсказуемо.

Похожая ситуация сложилась и в Бельгии, где прошли одновременно выборы в Европарламент и голосование в национальный законодательный орган. На них выиграли две партии фламандских националистов — «Новый фламандский альянс» и «Фламандский интерес». А вот либеральная партия нынешнего премьера Александра де Кроо получила всего 5%, после чего бельгийский премьер объявил об отставке.

Теперь Бельгии предстоит сформировать правительство в условиях чрезвычайно фрагментированного парламента, где доминируют ультраправые. А после этого бельгийцы, скорее всего, будут решать, как реформировать государство. Фламандские националисты выступают либо за полное разделение Бельгии на Фландрию и Валлонию («Фламандский интерес»), либо за создание конфедерации со слабым центральным правительством («Новый фламандский альянс»). И сейчас у них появляется шанс реализовать свои планы.

Какие выводы можно сделать по итогам выборов в ЕП?

Выборы в Европарламент оставили после себя два вопроса. Первый: что теперь будет с Макроном?

До сих пор непонятно, зачем президент Франции распустил парламент. Последнее голосование состоялось всего два года назад, и закончилось для Макрона потерей абсолютного большинства.

В последних соцопросах, датированных декабрем, «Возрождение» (19%) занимало уже третье место, уступая «Национальному объединению» (28%) и левому альянсу NUPES (24%). Судя по результатам выборов в Европарламент, с тех пор отрыв стал еще сильнее. До начала голосования союзникам Макрона ни за что не сократить его. Так что теперь президент Франции рискует потерять не только большинство в парламенте, но и контроль над правительством, которое может «уплыть» к Марин Ле Пен.

Впрочем, Ричард Корбетт и другие политические обозреватели считают, что этого Макрон и добивается. «Полагаю, Макрон думает, что если "Национальное объединение" покажет хороший результат, то он предпочтет, чтобы премьер-министр Ле Пен работала под его началом, пока он все еще президент. Таким образом, когда через три года мы приблизимся к следующим президентским выборам, она растеряет лоск. Она будет делать ошибки, и люди будут видеть ее ошибки», — считает Корбетт.

В то же время СМИ передают, что Макрон обсуждает возможность ухода в отставку, если его партия второй раз потерпит разгромное поражение. Поэтому можно с уверенностью сказать, что его судьба висит на волоске.

Вторая проблема: останется ли Урсула фон дер Ляйен председателем Еврокомиссии? Выборы в ЕК пройдут в сентябре. Согласно правилам, кандидатуру председателя должен выдвинуть Совет Европейского союза, после чего ее одобряют евродепутаты.

Вот только с поддержкой фон дер Ляйен сейчас не все понятно. С одной стороны, ЕНП, которую она представляет, сохранила и даже укрепила большинство в Европарламенте. С другой, это не гарантирует ей второй срок.

В 2019 году Урсуле фон дер Ляйен понадобилась поддержка ЕНП, либералов и социал-демократов. У «большой центристской коалиции» было суммарно 440 мест в Европарламенте, но за нее проголосовали всего 383 депутатов (надо 361). В этот раз у коалиции на 40 кресел меньше, к тому же внутрипартийная оппозиция фон дер Ляйен стала сильнее. Поэтому не факт, что нынешней главе Еврокомиссии удастся набрать нужное число голосов, если она пойдет по старой схеме.

Чтобы переизбраться наверняка, фон дер Ляйен потребуется дополнительно заручиться поддержкой либо «Зеленых», либо евроскептиков. С последними глава Еврокомиссии уже попыталась провести переговоры через премьера Италии Джорджу Мелони — неформального лидера ЕКР, — на поддержку которой также рассчитывает ультраправая ИД. Правда, на какие уступки будет готова пойти фон дер Ляйен ради сотрудничества, пока неясно.

Виталий Рюмшин