LUDOVIC MARIN/POOL/ТАСС
LUDOVIC MARIN/POOL/ТАСС

«Демократический шок»: партию Макрона разгромили на парламентских выборах во Франции

Прошедшее голосование усилило крайние фланги французского парламента. Это хороший знак для России и плохой для Украины

19 июня во Франции состоялся финальный тур выборов в нижнюю палату парламента. И в отличие от президентской гонки, которая была предрешена с самого начала, нынешняя кампания сумела преподнести сюрпризы. Крайне левые и правые партии в разы улучшили свое положение, а вот пропрезидентский блок впервые за более чем 40 лет лишился абсолютного большинства. Рассказываем, как прошли парламентские выборы во Франции, по какой причине их беспрецедентные результаты называют риском для всей страны и почему у России появился повод для оптимизма.

Чем закончились выборы?

Избирательная кампания обернулась большим провалом для пропрезидентского блока «Вместе!», который получил 245 мандатов из 577. На фоне ослабления центристских сил в парламенте значительно усилились крайние фланги. Леворадикальное объединение «Новый экологический и социальный народный союз» (NUPES) под руководством левого политика Жан-Люка Меланшона вышло на второе место c 131 мандатом, утроив свой результат по сравнению с предыдущими выборами. Крайне правая партия Марин Ле Пен «Национальный фронт» смогла улучшить результат в 10 раз — ей достались 89 кресел. На четвертом месте оказались консервативные «Республиканцы» с 61 депутатом.

Таким образом, блок Макрона лишился абсолютного большинства, которое требует как минимум 289 мест. Теперь президент не сможет в одиночку протаскивать нужные законы. Ему предстоит вступить в коалицию с другой политической силой, либо действовать в условиях правительства меньшинства и отдельно договариваться с оппозицией по каждому решению.

Процесс формирования коалиции обещает быть непростым: из всех оппозиционных сил «Вместе!» могут рассчитывать только на более умеренных «Республиканцев». Некоторые консерваторы уже изъявили желание работать с блоком президента, чтобы сбалансировать усиление радикальных сил. Однако глава «Республиканцев» Кристиан Жакоб пока настаивает на обратном: «Как нам кажется, мы вели кампанию как оппозиционная партия, мы находимся в оппозиции, и мы останемся в оппозиции».

В случае провала переговоров с конкурентами работе центристского правительства угрожает полный паралич. В последний раз французское Национальное собрание сталкивалось с такой ситуацией в 1980 году.

В предыдущем созыве партия Макрона имела 350 депутатских кресел. Вслед за ним шли «Республиканцы» со 137 мандатами и Социалистическая партия, получившая 30 кресел. У партии Меланшона «Непокоренная Франция» и «Национального фронта» было лишь 17 и 8 мест.

Выборы Национального собрания Франции проходят в два тура, депутатов избирают по одномандатным округам. Для победы в первом туре кандидату необходимо набрать больше 50% голосов. Если это не удается никому, то проводится второй тур — в него попадают все, кто набрал свыше 12,5% голосов. На этом этапе побеждает кандидат, за которого проголосовало относительное большинство избирателей.

Как оценивают результаты выборов?

Итоги голосования предсказуемо вызвали прямо противоположную реакцию из разных лагерей. Ввиду лишения Макрона большинства в парламенте, оппозиция говорит о полном и безоговорочном успехе.

«Эта победа принадлежит народу Франции. Сегодня он взял собственную судьбу в свои руки, сделав Эммануэля Макрона президентом меньшинства», — написала Ле Пен в Twitter. Лидер «Национального фронта» также добавила, что будет добиваться для своей партии постов вице-президента Национального собрания и председателя комиссии по финансам.

Меланшон высказался куда жестче. «Президентская партия потерпела сокрушительный провал, и у них нет большинства, — подчеркнул политик. — Меньше, чем за месяц мы сумели достичь политической цели, которую ставили перед собой — лишить власти того, кто с таким высокомерием выкручивал руки целой стране и кто даже не знает, зачем его избрали».

Тем временем в пропрезидентском лагере царят мрачные настроения. Министр финансов Брюно Лё Мэр назвал результат выборов «демократическим шоком» и предупредил, что неспособность договориться с другими партиями «заблокирует способность [правительства] реформировать страну и защищать французов».

«Столь беспрецедентная ситуация несет риски для нашей страны на фоне обстоятельств, с которыми мы сталкиваемся дома и за рубежом, — сказала премьер-министр Франции Элизабет Борн. — Но мы должны уважать это голосование. Как крупнейшая сила в парламенте, мы несем определенную ответственность».

Аналитики отмечают, что главной сенсацией прошедшего голосования стали неожиданно высокие результаты «Национального фронта», которому прочили постепенный упадок после неудачного выступления Ле Пен на президентских выборах.

Политолог Пол Смит называет это «грандиозным событием». «Ни один опрос не смог этого предсказать, и я не видел никого, кто предвидел бы такой исход. После второго тура президентских выборов Ле Пен выглядела обессиленной. Многие думали, что для нее это конец — да и она сама не особо активно вела парламентскую агитацию. Но, очевидно, это был не конец», — отметил эксперт.

Что это означает для России?

Усиление французской радикальной оппозиции может быть выгодно для нашей страны, особенно в условиях беспрецедентного давления со стороны Запада. В прошлом Ле Пен и Меланшон неоднократно выступали с критикой политики Франции и США в Восточной Европе. Их позиция не поменялась и после начала СВО, за что обоих политиков обвиняли в пророссийских взглядах.

Меланшон считает, что в противостоянии между Россией и США Франции следует занять нейтральную позицию, покинув НАТО. Он выступал против вступления Украины в ЕС и критически высказывался о постоянных требованиях Киева передать ему больше оружия. Ле Пен также заявляла о недопустимости поставок вооружений на Украину. По мнению лидера правых, после окончания кризиса России и НАТО следует пойти на стратегическое сближение.

Взгляды крайне левых и правых совершенно не обязательно найдут свое воплощение в реальности. Однако если блоку Макрона не удастся создать коалицию, то NUPES и «Национальный фронт» могут изрядно затруднить внешнеполитические шаги правительства, в том числе и на украинском направлении. Поэтому Макрону так или иначе придется с ними считаться.

━━━━━

Виталий Рюмшин