власть

Вслед за иноагентами Грузия собирается запретить ЛГБТ. О чем будет новый закон?

Инициатива полностью запрещает пропаганду ЛГБТ, операции по смене пола и нетрадиционные браки. Однако ее принятие пока не гарантировано
DAVID MDZINARISHVILI/EPA/ТАСС
DAVID MDZINARISHVILI/EPA/ТАСС

Правительство Грузии объявило, что внесет в парламент закон о запрете ЛГБТ (движение признано экстремистским и запрещено в РФ). Это еще одна инициатива, которая свидетельствует об отходе Тбилиси от прозападного курса. Рассказываем, что собираются сделать власти Грузии, как на Западе отреагировали на их новую инициативу и сможет ли правительство страны продавить ее так же, как и закон об иноагентах.

Что говорится в грузинском законе о запрете ЛГБТ?

Правящая партия «Грузинская мечта — демократическая Грузия» подготовила большой пакет из 19 законопроектов, которые полностью запретят продвижение ЛГБТ-пропаганды.

Закон получит название «О защите семейных ценностей и несовершеннолетних». Там есть поправки к конституции, изменения в гражданском и трудовом кодексе, а также в законодательстве об образовании. Власти Грузии предлагают следующее.

  • Добавить в 30 статью конституции Грузии еще один пункт: «Семейные ценности и защита несовершеннолетних обеспечены конституционным законом Грузии, который является неотъемлемой частью конституции Грузии».

  • Запретить однополые браки и другие формы союзов, которые не будут подпадать под понятие «союз между мужчиной и женщиной».

  • Запретить людям нетрадиционной ориентации усыновлять детей. Это коснется как пар, так и одиноких людей, относящих себя к ЛГБТ.

  • Запретить операции по смене пола.

  • Ограничить возможность указывать в официальных документах пол, который отличается от биологического.

  • Запретить пропагандировать ЛГБТ (распространять любую информацию и демонстрировать сцены с нетрадиционными отношениями) в образовательных учреждениях, СМИ, литературе и кино.

  • Запретить проводить публичные собрания и манифестации, где популяризируют трансгендеров и однополые отношения.

  • Обязать все государственные и частные организации отменить внутренние правила, направленные на игнорирование биологического пола человека. Например, запрет на слова «мать» и «отец».

  • Начать отмечать День святости семьи 17 мая — в день борьбы с гомофобией и трансфобией. Католикос-Патриарх Грузии Илия Второй учредил этот праздник еще 10 лет назад, но сейчас власти предлагают дать ему официальный статус.

Представитель «Грузинской мечты» и председатель парламента Шалва Папуашвили отметил, что партия намерена рассмотреть законопроекты в первом чтении до конца весенней сессии — она закончится в июле. Ожидается, что окончательно его примут осенью.

Как на закон о ЛГБТ-пропаганде отреагировали в Грузии и за рубежом?

Запрет ЛГБТ-пропаганды — это вторая за полгода инициатива властей Грузии, которая может навредить отношениям Тбилиси и Запада. Закон уже раскритиковали в Европе и в стане грузинской оппозиции. Как и закон об иноагентах, его снова начали сравнивать с российским законодательством. Правда, в этот раз протестов куда меньше.

«Подавление ЛГБТ в стиле России — это еще один красный флажок для европейских амбиций Грузии. "Грузинская мечта" должна остановить инициативы, который разрушат будущее страны», — заявил председатель комитета по иностранным делам Бундестага ФРГ Михаэль Рот.

Оппозиционный депутат грузинского парламента Хатия Деканоидзе обвинила правящую партию в авторитаризме. «Я уверена, что этой [инициативой] они хотят задобрить свой электорат перед выборами и снова повесить ярлык ЛГБТ-пропаганды на Запад», — сказала она агентству Bloomberg.

Папуашвили, в свою очередь, напомнил, что еще 22 апреля «Грузинская мечта» инициировала всенародное обсуждение конституционного запрета ЛГБТ и получила поддержку: «Во время процесса всенародного рассмотрения мы увидели полную поддержку со стороны граждан, также проведенная 17 мая масштабная акция [на День святости семьи] фактически была народным референдумом в поддержку этого закона. Исходя из этого, парламент Грузии обязан выполнить волю большинства народа».

Премьер Грузии Ираклий Кобахидзе подчеркнул, что новый закон не повлияет на права человека в стране, и призвал отделять этот вопрос от пропаганды.

«Когда речь идет о пропаганде, пропаганда недопустима, и внесенный законопроект, который был инициирован, касается непосредственно пропаганды. Пропаганда содержит определенные опасности, поэтому законодательное регулирование вопросов, связанных с пропагандой, является принципиальным», — заявил он.

Точка невозврата»: что ждет Грузию после принятия закона об иноагентах?
Точка невозврата»: что ждет Грузию после принятия закона об иноагентах?

Сможет ли «Грузинская мечта» провести закон о запрете ЛГБТ?

У Запада нет возможности повлиять на курс властей Грузии. Как показала история с законом об иноагентах, у «Грузинской мечты» есть политическая воля противостоять давлению извне. И это выгодно отличает грузинское правительство от США и ЕС: те угрожали Грузии санкциями и ограничениями за закон об иноагентах, но так и не решились перейти от слов к делу, видимо, опасаясь передавить Тбилиси. Поэтому, вероятно, «Грузинская мечта» может и в будущем игнорировать критику с их стороны.

Оппозиция, впрочем, может затормозить принятие закона. В отличие от иноагентов, запрет ЛГБТ — это не обычный закон, который можно принять простым большинством. Инициатива предусматривает в том числе поправки к конституции, а для этого необходимо уже три четверти голосов (112 из 150).

Текущая конфигурация грузинского парламента такова: правительственная коалиция «Грузинской мечты» и ее младшего партнера «Сила народа» занимает 84 места. Оппозиционная коалиция из многочисленных мелких партий во главе с прозападным «Единым национальным движением» (ЕНД) держит 55 кресел. Таким образом, у нее хватает голосов, чтобы заблокировать конституционную реформу. Но если «Грузинская мечта» начнет продавливать законы против ЛГБТ без поправок к конституции, то ей никто не помешает.

В любом случае, судьба закона о запрете ЛГБТ станет окончательно ясна только после парламентских выборов в Грузии, которые состоятся в октябре. Пока предвыборные расклады крайне неясны. Согласно мартовскому опросу исследовательского центра «Горби», рейтинги «Грузинской мечты» составляют 60%, тогда как у ЕНД — всего 12,6%. В других же исследованиях разрыв между партиями не такой большой: 35-37% у «Грузинской мечты» против 18-22% у ЕНД.

Однако все это не учитывает скандала с законом об иноагентах, который мог существенно поколебать позиции правящей партии. Неизвестно и то, как поменяется оппозиционная коалиция: в этом году на парламентских выборах будет действовать 5% проходной барьер, из-за которого большинство партнеров ЕНД с рейтингами до 3,5%, скорее всего, не попадут в парламент.

Если расчет «Грузинской мечты» на получение конституционного большинства оправдается, то она сможет быстро провести конституционную реформу с запретом ЛГБТ. В альтернативном случае правящая партия Грузии может попробовать протащить запрет обычными законопроектами. Но эта опция будет доступна, если ей удастся сохранить простое большинство или найти подходящую коалицию.

Виталий Рюмшин