«Если я не смогу идти — я поползу»: как Селин Дион живет с синдромом мышечной скованности
В конце июня на Amazon Prime Video вышел документальный фильм «Я — Селин Дион», посвященный жизни, карьере и борьбе с тяжелой болезнью великой канадской певицы. Самым завирусившимся и одновременно душераздирающим стал отрывок, где Селин мучается от боли во время лечения синдрома скованности мышц.
Что это за диагноз, насколько прогрессирует недуг и есть ли шансы на возвращение Дион на сцену? Рассказываем.
Что известно о болезни Селин Дион?
Впервые о том, что Селин Дион больна, общественность узнала всего два года назад. Тогда певица выложила несколько постов в Instagram (запрещен в РФ), в которых заявила, что у нее диагностировали редкое неврологическое заболевание с симптомами аутоиммунной болезни — оно вызывает прогрессирующую мышечную ригидность и спазмы. Дион рассказала, что из-за SPS (stiff person syndrome — синдром мышечной скованности) ей стало тяжело передвигаться и петь. Тогда она перенесла несколько запланированных выступлений в Европе.
Синдром вызывает состояние, при котором пациент не может расслабить мышцы. Как отмечают в Национальном институте неврологических расстройств США, SPS — это не просто редкое, но еще и неизлечимое заболевание. Помимо ригидности, к симптомам прилагается чувствительность к разного рода раздражителям (спазмы могут усиливать стресс или даже обычный шум). По данным исследователей, люди, страдающие недугом, как правило, живут в сгорбленных и напряженных позах. Замедлить развитие болезни помогают миорелаксанты и другие специальные препараты.
Впервые SPS описали американские неврологи Мерш и Вольтман в 1956 году. В основу исследования заболевания легли случаи 14 пациентов, у которых прогрессировала скованность спинных, брюшных и бедренных мышц. На сегодняшний день известно, что синдром встречается у одного (максимум — двух) людей на миллион, но при этом женщины болеют им в два раза чаще мужчин. Чаще всего у пациентов развиваются симптомы в возрасте от 30 до 40 лет (лишь 5% заболеваний SPS приходится на детей).
В 2022-м Селин Дион активно работала с командой врачей и боролась с недугом. Как рассказывала певица, основную поддержку ей оказывали родные: «Рядом находятся мои дорогие дети. Каждый день я упорно работаю с терапевтом по спортивной медицине, чтобы восстановить силы и способность вновь выступать». К сожалению, болезнь внесла коррективы: в 2023-м певица практически пропала с радаров и отменила мировой тур Courage.
Что мы узнали из фильма «Я — Селин Дион»?
25 июня на Amazon Prime Video вышел документальный фильм «Я — Селин Дион», посвященный жизни и болезни певицы. Сейчас на Rotten Tomatoes у картины 100% свежести как со стороны критиков, так и зрителей. Большинство журналистов отмечают, что лента дает максимально честный взгляд на закулисную жизнь великой певицы. Из фильма мы узнали, что женщина скрывала свой диагноз целых 17 лет. Также зрителям показали, как именно лечится Дион: в одном из фрагментов видны мучения певицы, вызванные приступом мышечных спазмов.
В момент, когда врачи проводили сеанс физиотерапии, Селин лежала на боку и просто плакала от боли. Как отметила режиссер Ирен Тейлор Бродски, певица была крайне открытой во время съемок: «Большую часть фильма она плакала. Я наблюдала за ней краем глаза, но мне было неловко, потому что для нее это интимный момент. Первое, что Селин мне сказала: “Я думаю, этот фильм может мне помочь”. Затем она добавила: “Я думаю, он может помочь другим понять, каково это — находиться в моем теле”».
Но, несмотря на тысячи печальных комментариев, кажется, что Селин Дион сдаваться не собирается: когда у нее нет страшных спазмов, она старается жить нормальной жизнью и даже проводить время на студии (хотя врачи предупреждают, что пение может вызвать припадок). «Я до сих пор вижу себя танцующей и поющей. Если я не смогу бежать — я пойду. Если я не смогу идти — я поползу. Но я не остановлюсь», — жизнеутверждающе говорит Дион во время интервью.
Стоит ли смотреть документальный фильм?
Несмотря на отнюдь не радостную тональность и заявленную тему (все же болезни уделено много времени), документалка о Селин Дион наверняка будет интересна не только ее поклонникам, но и тем, кто с творчеством канадской певицы плохо знаком. Помимо того, как Селин проходит терапию и борется с приступами, мы видим множество флешбэков с ее выступлений. Наконец, мы погружаемся в мир Дион без лишних людей. Ирен Тейлор решила прибегнуть к портретному повествованию, отказавшись от клише с бесконечным количеством интервью с близкими.
В Variety пишут, что Селин Дион никогда раньше не казалась такой сильной, как в этой картине: «Наблюдение за ее борьбой во время записи трека Love Again одновременно расстраивает и вдохновляет». В The Guardian добавляют: «В голове крутится только слово „смелая“, когда вы видите, как мировая суперзвезда соглашается, чтобы ее показали во время приступа, когда у нее нет контроля над своим телом». Сложно спрогнозировать, как будет развиваться дальнейшая жизнь певицы, но нам всегда приятно видеть ее улыбающейся. Пусть и на презентации крайне непростой для нее картины.