Куда летит «Аэрофлот»: правда ли, что авиаперевозчик столкнулся с нехваткой кадров?
В начале июля по СМИ разлетелась информация о том, что компания «Аэрофлот» привлекла внимание прокуратуры. Поводом для проверки послужили жалобы россиян на массовые задержки и отмены рейсов. Как пишут Telegram-каналы, проблемы возникли из-за нехватки пилотов и бортпроводников — сотрудники жалуются на переработки, технические неисправности и низкие зарплаты.
Мы связались с представителями авиационной школы и действующим пилотом «Аэрофлота» и выяснили, как на эту ситуацию реагирует руководство компании, какие в ней условия труда и как российский авиаперевозчик стал кузницей кадров для иностранных авиакомпаний. Разбираемся.
Почему прокуратура решила проверить «Аэрофлот»?
Вечером 2 июля Baza опубликовала сообщение о массовых задержках и отменах рейсов у «Аэрофлота». В одном лишь аэропорту Шереметьево за выходные 29-30 июня было задержано около 330 рейсов на вылет и на прилет, а более 20 рейсов и вовсе пришлось отменить, сообщил источник Telegram-канала.
Причиной СМИ назвали нехватку экипажа для бесперебойной работы всех запланированных рейсов. По данным источника, руководству компании пришлось прибегнуть к «выдергиванию» сотрудников с более поздних рейсов на более ранние. Доходило до того, что члены экипажа поднимались на борт уже после того, как в самолете оказались пассажиры.
Утверждалось, что к концу месяца большинство сотрудников уже провели в воздухе свою санитарную норму налета, которая составляет 90 часов за три декады. К тому же многие члены персонала специально брали больничные, чтобы им не приходилось работать без выходных. Также СМИ писали, что в свободное от работы время им ставят учебу, которая не учитывается в рабочем времени. В итоге нагрузка с одних бортпроводников перешла к другим, которые, в свою очередь, тоже стали брать больничные или увольняться.
Вскоре Telegram-канал SkyWay сообщил о начале прокурорской проверки «Аэрофлота». Источник опубликовал письмо от прокуратуры Москвы по надзору за исполнением законов на воздушном и водном транспорте, адресованное генеральному директору ПАО «Аэрофлот — Российские авиалинии» Сергею Александровскому. Его уведомили о начале проверочных мероприятий и попросили подготовить широкий перечень документов.
Ссылаясь на публикации СМИ, в транспортной прокуратуре указали на информацию о длительных задержках в последние выходные июня. Особое внимание в прокуратуре обратили на рейс Москва (Шереметьево) — Новосибирск, который вылетел из столичного аэропорта на 17 часов позже назначенного времени. В ведомстве сослались на те же причины задержки, что называли СМИ — отсутствие экипажа и технические неисправности воздушного суда. Также там указали на имеющуюся информацию о забастовке сотрудников компании.
В связи с этим прокуратура запросила пакет документов для ревизии: детальные списки рейсов за период с 29 июня по 2 июля, штатную и фактическую численность сотрудников, локальные регламенты авиакомпании о количестве кабинного экипажа на рейсах, графики их работы и отпусков, приказы об оплате сверхурочной работы за 2023-2024 годы и отчет о причинах задержки вышеупомянутого рейса.
Тем же вечером пресс-служба авиаперевозчика опровергла данные Telegram-каналов о количестве задержанных рейсов за последние июньские выходные и заявила, что у компании «достаточно летного персонала (бортпроводников и пилотов) для выполнения производственной программы». Также в «Аэрофлоте» подчеркнули, что все полеты осуществляются строго по регламентам.
Тем не менее в компании уточнили, что перераспределение рейсов в выходные дни действительно имело место. «В пиковые периоды интенсивного летнего расписания, которые, как правило, приходятся на выходные дни, небольшая часть рейсов объединялась и выполнялась на широкофюзеляжном флоте в связи с перераспределением провозных емкостей», — следует из сообщения. На момент публикации заявления полеты выполнялись в обычном режиме, уточнили в компании.
Что у «Аэрофлота» с обучением новых кадров?
Чтобы разобраться, как у авиаперевозчика обстоят дела с комплектацией кадров и условиями труда, редакция «Постньюс» на условиях анонимности поговорила с представителями авиационной школы «Аэрофлота». Там признали, что у компании «текучка кадров действительно есть, но нельзя сказать, что она катастрофическая». Также, по информации источника, «отбор на позиции сейчас менее строгий, но он все равно есть — необходимо будет пройти медкомиссию».
При этом в авиационной школе подчеркнули, что «наборы на курсы ведутся регулярно», потому что профессия пилота «актуальна будет всегда», а после их прохождения выпускники получают рекомендации по трудоустройству в различные авиакомпании. Проводится ли сейчас набор пилотов, прошедших целевое обучение, «может сказать только “Аэрофлот”», отметил собеседник.
Что о работе в «Аэрофлоте» рассказал действующий пилот?
Об условиях работы в компании и существующих сложностях с персоналом и переработками «Постньюс» рассказал пилот с более чем десятилетним стажем Юрий (имя изменено). По его словам, в компании действительно имеют место отмены и переносы рейсов, а также вылеты в неполном составе экипажа, «если смогут надавить на “лояльных”».
По словам собеседника редакции, главная причина существующих проблем с персоналом у компании вызвана тем, что «“Аэрофлот” никогда кадры не ценил в принципе». «Здесь текучка всегда была. А сейчас особенно. Те, кто не уволился по каким-то причинам, просто не хочет впахивать и берут больничные листы», — сказал Юрий, уточнив, что это касается как бортпроводников, так и пилотов.
По словам летчика, массовый уход пилотов из компании начался во времена пандемии. Он заявил, что с тех пор «половина пилотов уже уволилась», потому что «зарплата ниже плинтуса». «Сейчас, говорят, 1,5 тыс. проводников на больничных сидят. И многие не собираются выходить, видя, что происходит. Ну, и начальство говорит: за забором таких, как мы, очередь стоит. Поэтому никто не собирается нам ничего повышать», — посетовал Юрий.
Существуют сложности и с учетом рабочего времени пилотов, которые возникли после введения в компании «многобазовости». «Прописывается в трудовом договоре, что “база” теперь — не один аэродром Шереметьево, а еще штук десять. Время на “базе” считается временем отдыха. У пилотов будет несколько “домов”, где у них будут выходные. Перелет до “дома” будет считаться следованием на работу, и рабочее время учитываться не будет, как и санитарная норма», — объяснил Юрий.
В итоге, по его словам, многие уволившиеся сотрудники уходят даже не в другие российские авиакомпании, а в зарубежные. «Даже в Узбекистане платят в два-три раза больше. Многие туда уходят. У нас “Аэрофлот” — главный поставщик кадров на Ближний Восток и в Азию. А теперь еще и в страны СНГ», — сказал пилот, добавив, что квалифицированный летный состав ценится везде в мире.
Что еще происходит в «Аэрофлоте»?
В конце июня генеральный директор компании Сергей Александровский провел рабочую встречу с пилотами, где обсуждались перспективные направления развития авиаперевозчика и условий труда для персонала. Он анонсировал повышение заработной платы летчиков в среднем на 30%. По его словам, будет увеличен размер переменной части оплаты труда, напрямую зависящей от налета. Новые условия вступят в силу с 31 октября этого года.
Несмотря на все сложности, стабильно растет пассажиропоток авиакомпаний России — в том числе и у «Аэрофлота», который входит в топ крупнейших авиаперевозчиков страны. Так, в минувшем мае общий показатель по всем компаниям составил 9,3 млн человек, что на 6,8% превышает уровень мая 2023 года.
В начале года группа «Аэрофлот» объявила о планах ввести в эксплуатацию более 300 самолетов российского производства. «Мы заказали 339 новых отечественных воздушных судов. Это ближнемагистральный самолет Sukhoi Superjet — 89 самолетов, это МС-21 — 210 самолетов и Ту-214 — 40 воздушных судов. Все это количество мы ожидаем ввести в эксплуатацию до 2030 года», — заявил тогда Александровский. Тем не менее в начале июня он объявил о плане отказаться от закупки 40 Ту-214 из-за переноса сроков поставок.
Скорректированная чистая прибыль группы «Аэрофлот» по МСФО по итогам 2023 года составила 10,2 млрд руб. против 41,4 млрд руб. чистого убытка за 2022 год, отчиталась компания 2 июля. Выручка группы в 2023 году увеличилась на 48,1%, до 612,1 млрд руб., а операционная прибыль составила 182 млрд руб. против 13,3 млрд руб. убытков. В тот же день было объявлено, что акционеры авиаперевозчика приняли решение не выплачивать дивиденды за 2023 год.