транспорт

У самолетов Boeing отваливаются двери и ломаются крылья. На них вообще безопасно летать?

В последние месяцы компания уже несколько раз попадала в громкие скандалы, а на днях бывшего инженера «боингов» нашли мертвым
Jp Valery/Unsplash
Jp Valery/Unsplash

Корпорация Boeing, которая производит самые популярные в мире пассажирские авиалайнеры, в последнее время все чаще стала фигурировать в скандалах. У самолетов, некогда считавшихся одними из самых надежных, стали отваливаться детали прямо во время полета, а бывший инженер компании покончил жизнь самоубийством. Что происходит с Boeing и безопасно ли летать на этих самолетах — в нашем материале.

Что происходит с самолетами Boeing?

Первый громкий инцидент с «боингом» произошел в США в январе. Самолет Boeing 737 MAX авиакомпании Alaska Airlines выполнял рейс из Портленда в Онтарио, но был вынужден экстренно сесть в аэропорту вылета — во время набора высоты у него вырвало дверь, из-за чего произошла разгерметизация салона. Несмотря на то, что никто из пассажиров и членов экипажа не пострадал, Федеральное управление гражданской авиации США приостановило эксплуатацию самолетов этой модели.

Расследование показало, что на оторвавшейся двери не было установлено четырех фиксирующих болтов. Выяснилось, что дверь снимали для устранения повреждений и при обратной установке не зафиксировали должным образом.

В конце февраля у самолета Boeing 757-200 авиакомпании United Airlines, летевшего из Сан-Франциско в Бостон, прямо во время полета повредилось правое крыло. Как рассказали пассажиры, летевшие этим рейсом, сначала они услышали странный шум и почувствовали резкую вибрацию. В итоге самолет совершил экстренную посадку в Денвере.

Но если в предыдущих инцидентах обошлось без пострадавших, то мартовская неполадка стала причиной госпитализации 12 пассажиров. Boeing 787-9 Dreamliner южноамериканской авиакомпании Latam Airlines летел из Сиднея (Австралия) в Окленд (Новая Зеландия). Во время полета самолет резко и без видимых причин сбросил высоту, из-за чего непристегнутые пассажиры подлетели до потолка.

По словам очевидца, один из пассажиров оказался буквально прижат спиной к потолку и смотрел на него сверху вниз. В итоге пострадали не менее 50 человек, 12 из них оказались в больнице. В авиакомпании объяснили, что причиной опасного маневра стали технические неполадки.

Что произошло с бывшим инженером Boeing?

Джон Барнетт проработал в компании 32 года, с 2010-го он занимал должность инженера службы контроля качества Boeing на заводе в Северном Чарльстоне, где, в частности, производят самолеты 787 Dreamliner. 12 марта его обнаружили мертвым — тело Барнетта нашли в автомобиле на парковке отеля в Южной Каролине. По предварительной версии следствия, 9 марта Барнетт совершил самоубийство. Бывшему инженеру Boeing было 62 года.

История со смертью Джона Барнетта примечательна тем, что он еще в 2019 году после двух случаев крушения лайнеров новой модели Boeing 737 MAX публично заявил, что рабочие часто используют некачественные детали при сборке самолетов из-за переработок. Также инженер рассказал, что система подачи кислорода лайнера 787 Dreamliner провалила четверть всех испытаний и имела ряд недоработок.

По словам Барнетта, корпорация стремится как можно скорее нарастить объемы выпуска, из-за чего закономерно страдает качество всех моделей. Известно, что за несколько дней до смерти он встречался с юристами Boeing вместе со своим адвокатом, а в день, когда его обнаружили мертвым, бывший инженер должен был давать показания в суде против компании.

Почему у Boeing обнаружили столько проблем?

Алексей Романов, бывший капитан воздушного судна и специалист по безопасности полетов, в разговоре с «Постньюс» подчеркнул, что дать однозначный ответ на вопрос, почему «боинги» стали так часто ломаться, никто не сможет. Однако эксперт отметил, что Boeing 737 MAX изначально был довольно проблемным самолетом.

Романов пояснил, что компания пошла на хитрость, не сообщив об одной технической особенности этого самолета даже пилотам — его автоматика позволяет компьютеру вмешиваться в управление полетом и вносить коррективы в его параметры, при этом у экипажа, диспетчеров и других специалистов нет никакой информации об этом. Это обернулось двумя авиакатастрофами, когда, по словам бывшего КВС, самолеты буквально пикировали вниз.

Две катастрофы повлекли огромный скандал, и многие ожидали, что Boeing потеряет миллиарды долларов, но поскольку компания американская, а правительство США имеет ощутимый вес, банкротства не последовало — на что-то закрыли глаза, что-то доработали, и в итоге скандал утих.

Безопасно ли россиянам летать на «боингах»?

В ближайшей перспективе не стоит ожидать появления российских самолетов, которые смогут полностью заместить американские «боинги», отметил Романов. При этом, как указал бывший капитан, подобные инциденты могут произойти с любым самолетом, поскольку авиация — это довольно сложная с технической точки зрения отрасль, и если где-то решили сэкономить, где-то недоработали, где-то просмотрели, могут произойти технические неисправности. Поскольку самолеты эксплуатируют в сложных условиях экстремально низких температур и огромных перепадов высот и давления, любая погрешность при проектировании или сборке рано или поздно может вылезти наружу.

Всего в России (по данным на 2022 год) насчитывается порядка 236 «боингов», в основном это модели Boeing 777 и Boeing 737, реже — Boeing 757. При этом скандальный Boeing 737 MAX в России не эксплуатируется, об этом уже официально заявили в Росавиации. Ни на одном сайте российских авиакомпаний такие самолеты также не указаны, равно как и другие модели, с которыми ранее возникали проблемы во время полетов. Модели «боингов», которые используют в России, в отличие от 737 MAX, не фигурировали в скандалах, эти самолеты летают уже не первый год и вопросов к их безопасности у Росавиации не возникало.

Кроме того, глава Росавиации Александр Нерадько в интервью утверждал, что полеты на лайнерах западного производства полностью безопасны для россиян, даже несмотря на перебои с поставками комплектующих. По его словам, с учетом запаса ресурса самолетов и проведения регулярных технических работ россияне могут «спокойно летать» как минимум до 2030 года.

Анастасия Мельник