Сюрреалистическая трагикомедия о пороках общества: каким получился фильм «Герой наших снов»
14 марта в российских кинотеатрах вышел фильм «Герой наших снов» с Николасом Кейджем в главной роли. Картину производства культовой американской студии А24 поставил норвежский режиссер Кристоффер Боргли — вы можете знать его по черной комедии «Тошнит от себя». Мы посмотрели ленту и теперь спешим рассказать, как автор исследует излюбленные темы и раскрывает проблему «маленького человека», жаждущего признания. А еще мы непременно похвалим старину Кейджа — он это заслужил.
За последние пару лет Россию покинули многие крупные зарубежные сервисы и кинокомпании. Из-за этого у части киноманов могло сложиться впечатление, что в нашей стране больше нечего смотреть. Но так ли это на самом деле?
Наши культурные обозреватели Маша и Никита раз в неделю рассказывают о двух заинтересовавших редакцию новинках проката, которые достойны вашего внимания в этот уикенд.
Дата премьеры: 14 марта
Страна производства: США
Режиссер: Кристоффер Боргли
Автор сценария: Кристоффер Боргли
В ролях: Николас Кейдж, Джулианна Николсон, Лили Берд, Джессика Клемент, Тим Медоуз, Стар Слэйд, Дэвид Клейн и др.
Жанр: драма, фантастика, комедия
Продолжительность: 1 час 42 минут
О чем «Герой наших снов»?
Картина начинается со знакомства с Полом Мэтьюсом (Николас Кейдж) — весьма заурядным и скучным профессором биологии средних лет, который живет с женой (Джулианна Николсон) и двумя дочерьми (Лили Берд и Джессика Клемент). Его быт неплохо устроен, однако Пол мечтает если не о широкой славе, то хотя бы об общественном признании — именно поэтому он грезит написанием книги о разуме муравьев. Правда, за работу Мэтьюс не может сесть уже несколько лет.
Все кардинально меняется, когда Пол узнает, что случайные люди начинают видеть его во сне: примечательно, что вне зависимости от сюжета, он просто проходит мимо, оставаясь еле заметным. После того как старая знакомая мужчины, к которой он также являлся в сновидении, публикует материал о феномене Пола, тот в одночасье становится знаменитостью. Крупные агентства пытаются завербовать Мэтьюса для рекламы газировки, телеканалы зовут его на интервью, а студенты с большим интересом ходят на лекции.
Но как быстро Пол трансформируется из плешивого возрастного зануды в инфлюенсера, так же стремительно он падает на медиадно. В один момент появление новоиспеченной звезды во снах тысяч людей оборачивается коллективным кошмаром: в них Пол может убить, изнасиловать или задушить незнакомого человека. Тогда против Мэтьюса и его близких разворачивается настоящая кампания ненависти.
Чем примечательна картина?
Картина Боргли начинается как фантастическая комедия, рассказывающая о внезапной славе, свалившейся на абсолютно рядового семьянина. По мере развития сюжета размеренное повествование и приглушенные тона разбавляют фантасмагорические сновидения: поначалу они кажутся забавными и удивительными, а позднее — мрачными и травмирующими. Примерно по такой же траектории развивается и жизнь Пола. Он, подобно многим интернет-явлениям, обрел «вирусность» не благодаря таланту, а стечению независящих от него обстоятельств. Эта же бесконтрольность его и погубит.
Невероятная способность мужчины — настоящая находка для рекламщиков и уязвимых перед интернет-феноменами пользователей. И хоть сам Мэтьюс все еще хочет писать научную литературу, слава так или иначе будет манить его (в какой еще вселенной не самый заметный препод может даже теоретически говорить с пиарщиками о встрече с Обамой?) Впрочем, тема прихода неожиданной популярности сменяется иллюстрацией ее темной стороны. Как только параноидальный страх охватывает социум, мы видим планомерную «отмену» Мэтьюса.
Боргли рассудительно критикует феномен кэнселинга, часто вслух проговаривая личные мысли через персонажа Кейджа («Травмы нынче в моде!») Мы видим как оголтелые ненавистники отстраняют жену Пола от проекта, травят дочерей и буквально плюют в его пищу в кафе, лишь бы он ушел. Некогда недопонятый и неуслышанный людьми «маленький человек» наконец добился желаемого, но бремя славы оказалось непосильным. Обычный мужчина из сети стал инфлюенсером-Фредди Крюгером, захватывающим вместе с соцсетями и сны окружающих, сам не желая того.
Стоит ли смотреть «Героя наших снов»?
Фильм Боргли продолжает тему «Тошнит от себя», одновременно обнажает пороки людей и предостерегает нас о довольно жутких вещах в обозримом будущем (но не ждите от режиссера детализированности в духе «Черного зеркала»). По своей сути «Герой наших снов» — это черная комедия, драма и триллер, приправленные уместным социальным комментарием. Удачная жанровая комбинация и исследование сновидческой версии «эффекта Манделы», сфокусированное не на фэнтезийной части, а на общественной сатире, делают картину изобретательной и крайне точной.
Наконец, Николас Кейдж — это идеальное попадание в роль Пола Мэтьюса (кому, как не Нику, знать, каково это быть мемом). Уставший, угрюмый и визуально отталкивающий профессор в исполнении одного из самых нестабильных современных актеров получился богатым на образы: он вызывает жалость, отторжение, смех, а когда нужно — неподдельный страх. Умеренно сюрреалистичная работа Боргли с костюмами Talking Heads и летающими перформансами в саду отсылает к концепциям Юнга («коллективное бессознательное») и метафорически объясняет, что даже мало-мальски известные люди не ответственны за эмоции других.