кино

Путь к «Оскару»: как вручается главная кинонаграда года и насколько справедливы критерии академиков

Подробно рассказываем о тонкостях самой авторитетной и одновременно скандальной кинопремии мира
Chris Pizzello/AP/TASS
Chris Pizzello/AP/TASS

В ночь с 10 на 11 марта в Лос-Анджелесе прошла 96-я церемония вручения премии «Оскар». В этом году киноакадемики своим выбором не удивили: байопик Кристофера Нолана «Оппенгеймер» ожидаемо забрал 7 из 13 возможных статуэток. Впрочем, это не отменяет того факта, что «Оскар» — не только самая авторитетная, но также одна из самых спорных и критикуемых кинопремий года. Сегодня мы решили разобраться в тонкостях вручения награды и понять, как авторы создают так называемые «приманки» для «Оскара».

История премии «Оскар». Очень коротко

В 1927 году основатель кинокомпании Metro-Goldwyn-Mayer Луис Барт Майер создал Американскую академию кинематографических искусств и наук. Согласно изначальной задумке, организация должна была решать трудовые конфликты и фактически выступать профсоюзом. Однако позднее Майер и первые члены академии в лице актеров и режиссеров решили вручать награды другим кинематографистам. Так, спустя два года после основания корпорации, в Лос-Анджелесе в зале отеля Hollywood Roosevelt прошла первая церемония.

Тогда лауреатов выбирали всего в 12 категориях, а результаты премии СМИ знали заранее. В 40-х, после утечки газеты The LA Times, академики приняли решение запечатывать конверты с результатами голосований и держать все в секрете вплоть до самого мероприятия. В 1953 году прошла дебютная телетрансляция «Оскара». К тому моменту награждение выдающихся деятелей индустрии стало не просто приятной традицией, но и важным элементом в продвижении голливудского кинематографа.

Как члены академии выбирают фильмы?

Выбирают будущих лауреатов премии члены Американской академии кинематографических искусств и наук — на сегодняшний день их более 10 тыс. человек (это представители индустрии, у которых есть хотя бы одна номинация на «Оскар» либо поручительство от двух других академиков). При этом организация разделена на 17 гильдий, представляющих разные кинопрофессии. Таким образом, актеры выбирают лучших исполнителей мужских и женских ролей, сценаристы — самые заметные сценарии, звукорежиссеры — главные саундтреки и т. д. Постепенно отсеивая присланные на конкурс работы, академики формируют шорт-листы претендентов.

Когда определились финальные списки, победителей выбирает уже вся академия (без разделения на гильдии). Единственное исключение — номинация «Лучший фильм». Для выявления лауреата проводится преференциальное голосование. Проще говоря, академики ранжируют ленты по принципу «от лучшего к худшему» и в итоге побеждает та, что набрала более 50% одобрения. Но поскольку единодушие случается редко, приходится прибегать к поиску фильма не с наивысшими оценками, а того, что оказался выше в бюллетенях большинства голосующих.

Объясняем, как работает преференциальное голосование:

Представим, что в академии не 10 тыс. человек, а всего 100. И выбирают они между, например, «Крестным отцом» (40 голосов), «Леоном» (30 голосов), «Побегом из Шоушенка» (20 голосов), «Титаником» (9 голосов) и «Онегиным» (1 голос). После того, как академики расставили «пятерку» в порядке убывания и не пришли к единому мнению (задача — собрать 50 голосов), работники консалтингового агентства поделили их бюллетени на пять стопок.

Как мы знаем, творение Сарика Андреасяна оказалось в пятой, а значит оно сразу же выбывает из «гонки». При этом остальные результаты из бюллетени человека, который отдал голос за Сарика, будут учитываться. Допустим, этот радикальный киноэксперт поставил на второе место «Леон». Тогда бюллетень отправляется в копилку Люка Бессона (теперь у него 31 голос). Процедуру исключения придется повторять с аутсайдерами, пока не появится тот фильм, что получит 50% голосов.

Какие критерии выбора фильмов на «Оскар» существуют?

На сегодняшний день есть несколько основных требований, которые необходимо соблюдать, чтобы номинироваться «Оскар». Картина должна иметь хронометраж не менее 40 минут (если речь не о коротком метре) и быть записанной на 35-мм или 70-мм пленку или в формате цифрового кино с прогрессивной разверткой из 24 или 48 кадров с минимальным разрешением 2048 на 1080 пикселей. Кроме того, лента должна не менее недели находиться в прокате в округе Лос-Анджелес в календарный год, за который вручается «Оскар».

Что касается нетехнических тонкостей, то для получения «Оскара» в номинации «Лучший фильм» кинематографистам нужно следовать двум из четырех стандартов (официально ввели в этом году). Стандарт А касается темы самого фильма и подбора актеров. Стандарт B — творческой и съемочной группы. В обоих случаях номинант обязан привлекать актеров или работников из расовой или этнической группы и различных меньшинств.

В стандарте C указано, что дистрибьюторы или киностудии, занимающиеся раскруткой фильма, должны оплачивать интернатуру или стажировку сотрудникам из недостаточно представленных групп. А стандарт D напоминает, что киностудии должны иметь руководителей, занимающихся маркетингом, рекламой и дистрибуцией фильма, которые также относятся к расовым или другим меньшинствам.

Что такое «приманка для Оскара»?

Набор стандартов «репрезентации и включения» нужен для того, чтобы расширить возможности трудоустройства и привлечь разных людей — в том числе тех, у кого есть физические особенности. Однако если автор хочет завоевать «Оскар» и решает соблюсти все требования сразу, не стоит забывать и про неофициальные. Киноакадемики редко дают награды боевикам, мюзиклам, фэнтези, хоррорам и комедиям. Зачастую статуэтки за «Лучший фильм» уходят длинным социальным драмам, историческим картинам и байопикам.

Так, еще в середине прошлого века появился термин Oscar bait («приманка для "Оскара"»). Авторы, мечтавшие завоевать награду, снимали долгие биографические драмы, где главный герой превозмогал трудности. В нашем столетии «приманочными» становятся остросоциальные сюжеты, исследующие проблемы дискриминации и неравенства и различных ментальных или физических проблем. Чтобы завоевать статуэтку и привлечь внимание зрителей по всему миру, продюсеры готовы вкладывать колоссальные деньги в продвижение лент, а актеры — идти на невероятные трансформации. Что ж, Киллиан Мерфи явно похудел не зря.

Почему «Оскар» важен для киноиндустрии?

Когда-то кинопремию осуждали за гендерное неравенство, предвзятость и несправедливую оценку фильмов (например, некоторые члены Академии признавались, что отдали голоса ленте «12 лет рабства», предварительно не посмотрев его). Обвиняли «Оскар» и в том, что он слишком «белый» — из-за этого состав академиков заметно расширили, разнообразив его большим количеством женщин и расовых меньшинств. Однако, кажется, что никакие изменения и стандарты не смогут удовлетворить общественность. По крайней мере, в ближайшее время.

Для академиков все еще существуют неугодные жанры, а в номинации «Лучший фильм» на протяжении всей истории побеждают картины на английском языке (из 14 фильмов-номинантов на иностранных языках статуэтку смогли забрать лишь южнокорейские «Паразиты»). Так или иначе «Оскар» продолжает не просто существовать, но и оставаться главной мировой кинонаградой, приковывающей внимание миллионов зрителей по всему миру. И даже если «Оскар» уже давно не удивляет, эта премия как минимум дарит нам яркие хайлайты и повод пообсуждать наряды на красной дорожке.

Никита Прунков