От «Оскара» до мема: что случилось с Николасом Кейджем
7 января американскому актеру Николасу Кейджу исполняется 60 лет. За свою карьеру он сыграл в 120 картинах, но недавно Кейдж заявил, что подумывает о завершении работы. По словам актера, его хватит максимум еще на три-четыре фильма.
Уже давно у многих зрителей Кейдж ассоциируется с нелепыми ролями и мемами, хотя в послужном списке актера много любопытных картин и даже один «Оскар». Мы решили разобраться, как же Кейдж дошел до жизни такой.
Начиналось так красиво...
Николас Кейдж родился в семье авторитетной голливудской династии. Его настоящая фамилия — Коппола. Режиссер Фрэнсис Форд Коппола («Крестный отец», «Апокалипсис сегодня») приходится Кейджу родным дядей, а не менее известная София Коппола («Трудности перевода», «Мария-Антуанетта») — двоюродной сестрой.
В середине 80-х Кейдж снялся у своего дяди («Бойцовая рыбка», «Клуб “Коттон”»), после чего актера сразу заметили. Вскоре он появился у Алана Паркера в «Птахе» (1984), братьев Коэн в «Воспитании Аризоны» (1987), Дэвида Линча в «Диких сердцем» (1990) и у других больших режиссеров, сыграв с известными актерами той эпохи — от Микки Рурка до Ричарда Гира. В 1994 к Кейджу приходит крупный успех: за роль в фильме «Покидая Лас-Вегас» (1995) Майка Фиггиса актер получает «Оскар».
Хоть у Кейджа была большая конкуренция среди кинозвезд 80-90-х годов, все равно казалось, что артиста ждет перспективное будущее. Критики отмечали большую работу Кейджа над своим диапазоном игры и тонкую передачу эмоций.
Но что-то пошло не так
После «Оскара» Кейдж неожиданно отошел от авторского кино и экспериментальных ролей и снялся в успешных боевиках «Скала» (1996), «Без лица» (1997) и «Воздушная тюрьма» (1997), которые принесли ему зрительскую славу и деньги.
Кейдж продолжил и дальше играть в популярных фильмах и даже был снова номинирован на «Оскар» в 2003 году за фильм «Адаптация». Однако в 2005-м он сыграл фильме «Оружейный барон» — и это стало началом конца. Последующие роли в «Плетеном человеке» (2006) и «Башнях-близнецах» (2006) тоже вышли неудачными — критики и зрители низко оценили не только переигрывания Кейджа, но и режиссерскую работу.
Еще в начале своей карьеры Кейдж изучал актерские грани и был готов на многое, чтобы вжиться в роль и разработать свой собственный метод игры. Он сбрасывал вес, удалял во время съемок несколько зубов, много пил — словом, работал по методу Станиславского.
В своей игре Кейдж старался использовать весь спектр эмоций, однако часто это выглядело карикатурно и гротескно. По итогу такие эмоции стали выглядеть неправдоподобно и превратились в полную буффонаду. Вкупе со слабыми сценариями и неоднозначными посылами картин зритель забыл о ранних работах Кейджа и начал плотно ассоциировать актера с низкопробным кино.
Ходячий мем
Часто Кейдж играл откровенных безумцев (например, полусумасшедшего литературного агента в «Поцелуе вампира») и пытался максимально вжиться в роль, но такие эксперименты, если и были актуальны в моменте, то спустя несколько лет стали выглядеть нелепо. Так, самым главным мемом с Кейджем стала сцена из «Поцелуя вампира», где актер сильно удивляется. Мем подчеркивает банальщину или абсурдность фразы собеседника.
При этом актер стал не только заложником странных образов, но и попал в «рабство» к режиссерам категории Б. После зажиточных 00-х у Кейджа остались огромные долги: тогда актер скупал европейские особняки, автомобили, ювелирные изделиями, произведения искусства и даже череп динозавра. Поэтому особенно выбирать хорошие роли Кейджу уже не приходилось.
В 2022 году планировался многообещающий камбэк актера. Режиссер Том Гормикэн хотел использовать мемную славу Кейджа и отразить ее в экспериментальном постироничном фильме «Невыносимая тяжесть огромного таланта». В кино актер сыграл самого же себя: он пытается заработать денег, чтобы расплатиться с долгами, переживает из-за карьеры, свернувшей не туда, и мучается из-за раздутого эго.
Однако ожидаемого эффекта не получилось. Хоть кино и вышло неожиданным, но так и не смогло дотянуть до уровня видеонарезок с самыми смешными лицами Кейджа. Судя по всему, это останется главным наследием актера.