кино

От «Оскара» до мема: что случилось с Николасом Кейджем

В начале карьеры актер снимался у культовых режиссеров и удостаивался высоких наград. Но, кажется, его главным наследием останутся смешные видеонарезки…
Кадр из фильма «Поцелуй вампира»
Кадр из фильма «Поцелуй вампира»

7 января американскому актеру Николасу Кейджу исполняется 60 лет. За свою карьеру он сыграл в 120 картинах, но недавно Кейдж заявил, что подумывает о завершении работы. По словам актера, его хватит максимум еще на три-четыре фильма.

Уже давно у многих зрителей Кейдж ассоциируется с нелепыми ролями и мемами, хотя в послужном списке актера много любопытных картин и даже один «Оскар». Мы решили разобраться, как же Кейдж дошел до жизни такой.

Начиналось так красиво...

Николас Кейдж родился в семье авторитетной голливудской династии. Его настоящая фамилия — Коппола. Режиссер Фрэнсис Форд Коппола («Крестный отец», «Апокалипсис сегодня») приходится Кейджу родным дядей, а не менее известная София Коппола («Трудности перевода», «Мария-Антуанетта») — двоюродной сестрой.

В середине 80-х Кейдж снялся у своего дяди («Бойцовая рыбка», «Клуб “Коттон”»), после чего актера сразу заметили. Вскоре он появился у Алана Паркера в «Птахе» (1984), братьев Коэн в «Воспитании Аризоны» (1987), Дэвида Линча в «Диких сердцем» (1990) и у других больших режиссеров, сыграв с известными актерами той эпохи — от Микки Рурка до Ричарда Гира. В 1994 к Кейджу приходит крупный успех: за роль в фильме «Покидая Лас-Вегас» (1995) Майка Фиггиса актер получает «Оскар».

Хоть у Кейджа была большая конкуренция среди кинозвезд 80-90-х годов, все равно казалось, что артиста ждет перспективное будущее. Критики отмечали большую работу Кейджа над своим диапазоном игры и тонкую передачу эмоций.

Кадр из фильма «Призрачный гонщик»
Кадр из фильма «Призрачный гонщик»

Но что-то пошло не так

После «Оскара» Кейдж неожиданно отошел от авторского кино и экспериментальных ролей и снялся в успешных боевиках «Скала» (1996), «Без лица» (1997) и «Воздушная тюрьма» (1997), которые принесли ему зрительскую славу и деньги.

Кейдж продолжил и дальше играть в популярных фильмах и даже был снова номинирован на «Оскар» в 2003 году за фильм «Адаптация». Однако в 2005-м он сыграл фильме «Оружейный барон» — и это стало началом конца. Последующие роли в «Плетеном человеке» (2006) и «Башнях-близнецах» (2006) тоже вышли неудачными — критики и зрители низко оценили не только переигрывания Кейджа, но и режиссерскую работу.

Еще в начале своей карьеры Кейдж изучал актерские грани и был готов на многое, чтобы вжиться в роль и разработать свой собственный метод игры. Он сбрасывал вес, удалял во время съемок несколько зубов, много пил — словом, работал по методу Станиславского.

В своей игре Кейдж старался использовать весь спектр эмоций, однако часто это выглядело карикатурно и гротескно. По итогу такие эмоции стали выглядеть неправдоподобно и превратились в полную буффонаду. Вкупе со слабыми сценариями и неоднозначными посылами картин зритель забыл о ранних работах Кейджа и начал плотно ассоциировать актера с низкопробным кино.

Кадр из фильма «Воздушная тюрьма»
Кадр из фильма «Воздушная тюрьма»

Ходячий мем

Часто Кейдж играл откровенных безумцев (например, полусумасшедшего литературного агента в «Поцелуе вампира») и пытался максимально вжиться в роль, но такие эксперименты, если и были актуальны в моменте, то спустя несколько лет стали выглядеть нелепо. Так, самым главным мемом с Кейджем стала сцена из «Поцелуя вампира», где актер сильно удивляется. Мем подчеркивает банальщину или абсурдность фразы собеседника.

Кадр из фильма «Поцелуй вампира»
Кадр из фильма «Поцелуй вампира»

При этом актер стал не только заложником странных образов, но и попал в «рабство» к режиссерам категории Б. После зажиточных 00-х у Кейджа остались огромные долги: тогда актер скупал европейские особняки, автомобили, ювелирные изделиями, произведения искусства и даже череп динозавра. Поэтому особенно выбирать хорошие роли Кейджу уже не приходилось.

Кадр из фильма «Без лица»
Кадр из фильма «Без лица»

В 2022 году планировался многообещающий камбэк актера. Режиссер Том Гормикэн хотел использовать мемную славу Кейджа и отразить ее в экспериментальном постироничном фильме «Невыносимая тяжесть огромного таланта». В кино актер сыграл самого же себя: он пытается заработать денег, чтобы расплатиться с долгами, переживает из-за карьеры, свернувшей не туда, и мучается из-за раздутого эго.

Однако ожидаемого эффекта не получилось. Хоть кино и вышло неожиданным, но так и не смогло дотянуть до уровня видеонарезок с самыми смешными лицами Кейджа. Судя по всему, это останется главным наследием актера.

Кадр из фильма «Невыносимая тяжесть огромного таланта»
Кадр из фильма «Невыносимая тяжесть огромного таланта»
Мария Самарина