кино

От «Побега из Шоушенка» до «Эффекта бабочки»: 5 культовых фильмов, которые могли закончиться иначе

Часто авторы меняли концовки на позитивные или многообещающие после неудачных предпоказов. Кроме того, студии были заинтересованы в хэппи-эндах и сиквелах
Warner Bros. Entertainment/YouTube
Warner Bros. Entertainment/YouTube

В недавнем интервью актриса Джулия Робертс рассказала, что концовка фильма «Красотка» могла получиться куда более мрачной и драматичной. Согласно изначальной задумке, в финале персонаж Ричарда Гира должен был высадить героиню на обочине с тремя тысячами долларов и уехать. Сама же картина могла получить символическое название «3000». Однако после перехода прав на ленту студии Disney работа обрела более романтичный и комедийный оттенок.

Сегодня мы решили вспомнить пять других культовых фильмов, которые могли закончиться совершенно иным образом (и, возможно, не стать от этого хуже). Вперед!

«Терминатор 2: Судный день» (1991)

Один из лучших фильмов всей франшизы смотрится вполне себе зрелищно даже спустя три десятилетия после выхода. При этом если бы он закончился так, как изначально задумывал Джеймс Кэмерон, уже известной нам серии боевиков могло не быть. В официальной концовке мы видим, как жидкий терминатор Т-1000 растворяется в кипящем металле, а война с машинами так и не начинается. Картина завершается сценой, как Сара с Джоном едут по шоссе, и она говорит: «Неизвестное будущее приближается. Я впервые иду навстречу ему с чувством надежды».

Тем не менее первоначально в фильме был еще и эпилог, где уже пожилая Сара Коннор наблюдает за тем, как на детской площадке ее сын играет со своей маленькой дочкой. И, кто знает, останься эта сцена из 2029 года в финальном монтаже, получили бы мы следующие картины — уж очень обнадеживающей и не ориентированной на продолжение она казалась. Справедливости ради, «Восстание машин», «Да придет спаситель», «Генезис» и «Темные судьбы» успех сиквела так и не повторили. Зато принесли продюсерам сотни миллионов долларов.

«Побег из Шоушенка» (1994)

Поистине великая картина Фрэнка Дарабонта, снятая по повести Стивена Кинга, и без альтернативных версий имеет не самое однозначное завершение. По мнению некоторых поклонников, нарочито оптимистичный финал плохо сопоставляется с общим настроением фильма. В этом якобы прослеживается намек на то, что встреча двух освободившихся из-под стражи друзей на берегу океана в Мексике — не более чем видение Рэда.

И хоть это не самая популярная трактовка, логика в мысли о том, что автор не хотел уходить в хэппи-энд, определенно есть. Изначально Дарабонт собирался оборвать действие картины на моменте, когда Рэд садится в автобус и уезжает в неизвестном направлении (аналогичный финал и у Кинга). Но вот студия, выпускавшая ленту, настояла на более жизнеутверждающем и коммерчески выгодном варианте. В общем, если недосказанность и простор для интерпретаций остались, то поняли их не все. Впрочем, «Побег из Шоушенка» вряд ли что-то может испортить.

«Титаник» (1997)

Трагическая история любви между бродягой Джеком и наследницей богатой фамилии Розой знакома практически всем. Одна из главных работ в карьере Джеймса Кэмерона и уж точно поворотная в резюме молодого Леонардо ДиКаприо стала живой классикой в первые годы после релиза. Однако не все знают, что концовка ленты могла быть другой. По сюжету утвержденного финала уже пожилая Роуз бросает в воду ожерелье «Сердце океана» — то, что охотник за сокровищами Брок Лаветт искал годами. После этого она возвращается в свою кровать и засыпает (или, по мнению многих, умирает).

В другой развязке, показанной в 2005 году на DVD, Брок Лаветт находит Розу на палубе и думает, что она хочет покончить жизнь самоубийством. Он замечает в ее руках ожерелье, героиня дает мужчине подержать драгоценность, но затем уточняет, что должна выбросить его в воду — ведь из-за «Сердца океана» она потеряла любовь всей своей жизни. Нетрудно догадаться, что поклонники картины были крайне рады решению Кэмерона оставить первый вариант. Этот же они нашли несколько комичным.

«Эффект бабочки» (2004)

Картина «Эффект бабочки» Эрика Бресса и Дж. Макки Грубера (редкое светлое пятно в фильмографии не особо удачливого Эштона Катчера) рассказывает историю Эвана Треборна, который умеет перемещаться во времени и менять настоящее, перелопачивая события из прошлого. Используя эту возможность из раза в раз, чтобы спасти отношения со своей возлюбленной Келли, герой Катчера наконец понимает: для обретения счастья им лучше никогда не быть вместе.

В официальной концовке фильма Эван, решивший окончательно вычеркнуть себя из жизни Келли, возвращается в детство и пугает девочку, чтобы та вообще не приближалась к нему. Спустя много лет они встречаются в Нью-Йорке, оглядываются друг на друга и расходятся. Кроме этого варианта, у авторов было три альтернативных концовки. В позитивной Эван знакомится с Келли. В открытой — разворачивается и идет вслед за ней. А в самой мрачной персонаж Катчера удушает себя пуповиной в утробе матери. Вероятно, выбранный нейтральный финал был самым уместным.

Бонус: «Форрест Гамп» (1994)

Этот фильм мы озаглавили как бонусный по причине того, что картина могла иметь другую концовку только в случае, если бы режиссер Роберт Земекис четко следовал повествованию автора оригинального произведения Уинстона Грума (а он этого делать не собирался). Как вы можете помнить, в конце ленты Форрест женился на Дженни, а спустя какое-то время она умерла от неизвестного вируса — вероятно, от СПИДа. После этого Гамп начал воспитывать сына в одиночестве.

Тем не менее в романе Грума Дженни удается остаться в живых, после чего она забирает у Форреста ребенка и сбегает с другим мужчиной. Настолько неутешительный финал ленты мог не понравиться писателю, однако Грум, ко всеобщему удивлению, заявил, что кинематографисты хорошо «сохранили персонажа». Также он отметил точную передачу мысли о том, что «не нужно быть умным или богатым, чтобы сохранить свое достоинство в ситуации, когда тебя окружают недостойные вещи».

Никита Прунков