«Барби», «Оппенгеймер»/«Постньюс»
«Барби», «Оппенгеймер»/«Постньюс»
кино

Несправедливый «Оскар»: 10 фильмов разных лет, которые не взяли главную награду

Среди проигравших — сверхпопулярные «Ла-Ла Ленд», «Дюна» и «Три билборда на границе Эббинга, Миссури»

В этом году «Оскар» прошел без сюрпризов: «Оппенгеймер» Кристофера Нолана ожидаемо получил награду в категории «Лучший фильм» (а заодно забрал еще шесть статуэток). Но не всегда члены киноакадемии делают очевидный выбор, оставляя без заслуженных наград многие достойные ленты. Мы собрали 10 картин за последние 10 лет, которые не получили статуэтку за лучший фильм, хотя могли бы.

2014 год. Победитель — «12 лет рабства», мог бы победить — «Волк с Уолл-стрит»

«Волк с Уолл-стрит» стал одним из лучших фильмов Мартина Скорсезе последнего десятилетия. Картина рассказывала о темной стороне «американской мечты»: по сюжету Джордан Белфорт (Леонардо ДиКаприо) основал собственную брокерскую контору, впоследствии ставшую крупнейшей на Уолл-стрит. В погоне за красивой жизнью герой беспорядочно занимался сексом, употреблял наркотики, унижал людей и в целом вел себя по-скотски. Фильм Скорсезе стал рассуждением о человеческой глупости, которая смешалась с жаждой легкой наживы.

«Волк с Уолл-стрит» стал одним из самых популярных фильмов 2013 года, собрав в мировом прокате почти $400 млн и получив высокую оценку от критиков и зрителей. Ленту номинировали на «Оскар» в пяти категориях (в том числе за лучший фильм и режиссуру), но ни одной статуэтки картина не взяла. Конкуренцию фильму Скорсезе составил Стив Маккуин с картиной «12 лет рабства» о свободном темнокожем, которого похитили и сделали рабом на 12 лет.

Кажется, после долгой критики киноакадемия решила взять курс на diversity (идеи разнообразия, равенства и инклюзивности) и делать ставку на фильмы, отвечающие повестке. Поэтому у Скорсезе было мало шансов что-то противопоставить душещипательной истории о тяготах афроамериканца и его борьбе за свободу.

2015 год. Победитель — «Бердмэн», мог бы победить — «Отель “Гранд Будапешт”»

«Кукольный» фильм Уэса Андерсона о приключениях жителей и работников отеля стал апогеем творчества режиссера. В картине он собрал и отточил буквально все то, что мы ценим в его авторском стиле: костюмы, выверенные до мелочей, симметрию, конфетные и яркие цвета, необычных героев и многое другое. Сама история тоже оказалась захватывающей и пришлась по душе многим зрителям. В итоге в мировом прокате фильм заработал более $170 млн.

Но в киноакадемии решили, что забавные приключения консьержа и портье меркнут на фоне «Бердмена» Алехандро Гонсалес Иньярриту: по сюжету фильма актер Ригган Томсон (Майкл Киттон) некогда был безумно популярен благодаря своей роли супергероя Бердмэна (человека-птицы), однако сейчас он уже не так известен и пытается вернуть свою славу. Мешает ему в этом призрак в виде человека в пернатом костюме. Кино получилось рассуждением о борьбе артиста с собственным эго и завоевало сердца членов оскаровской киноакадемии.

2016 год. Победитель — «В центре внимания», мог бы победить — «Безумный Макс: Дорога ярости»

Джордж Миллер эффектно перезапустил классическую франшизу 80-х годов о приключениях в постапокалиптическом мире. Боевик получился с драйвовым сюжетом, мощным экшеном и яркими персонажами (чего стоит один слепой гитарист). «Безумный Макс» понравился буквально всем: зрители полюбили его за практически клиповый роуд-муви, а критики хвалили за оригинальную подачу. По итогу фильм получил несколько номинаций на «Оскар» и даже взял награды, но только за техническую часть.

Конкурентом «Максу» в категории «Лучший фильм» стал «В центре внимания»: по сюжету картины Тома Маккарти, основанной на реальных событиях, журналист Уолтер Робинсон (Майкл Китон) узнает, что один из авторитетных католических священников 30 лет развращал детей. Робинсон пытается провести расследование и наказать преступника.

Несмотря на зрительскую любовь к фильму «Безумный Макс», важная и остросоциальная тема «В центре внимания» перетянула на себя награды. Зато после успеха своей картины Джордж Миллер продолжил развивать франшизу — в мае 2024 года выйдет сиквел.

2017 год. Победитель — «Лунный свет», мог бы победить — «Ла-Ла Ленд»

Мюзикл «Ла-Ла Ленд» Дэмьена Шазелла — трогательная история о поиске своего места в жизни, приправленная песнями и танцами. Картина окончательно закрепила статус Эммы Стоун как востребованной актрисы, а заодно показала, что мюзикл может быть коммерчески успешным и привлекательным для серьезных номинаций. Фильм собрал большую кассу по миру (почти $500 млн) и множество наград (семь «Золотых глобусов»), но в оскаровской киноакадемии решили по-другому.

Фаворитом стал фильм «Лунный свет» Барри Дженкинса, сюжет которого многие сейчас уже и не вспомнят. Картина рассказывает о темнокожем мальчике, впоследствии ставшим гангстером. Герой преодолевает себя, проходит через семейную драму и предательство друзей. Членам киноакадемии приглянулась история становления темнокожего подростка из гетто, и картина получила три «Оскара», в том числе в категории «Лучший фильм».

2018 год. Победитель — «Форма воды», мог бы победить — «Три билборда на границе Эббинга, Миссури»

Драма Мартина Макдонаха о женщине (Фрэнсис Макдорманд), которая пытается найти справедливость и отомстить за свою изнасилованную и убитую дочь, имела все шансы получить награду. Помимо крепкого сценария и яркой игры актеров, фильм обладал «оскаровскими» критериями: остросоциальная тема и сильный женский образ. Да и лента полюбилась публике — казалось, что в 2017-м году не было ни одного человека, который не отозвался бы о «Трех билбордах» в положительном ключе.

Однако члены киноакадемии сделали один из самых неочевидных выборов: статуэтка ушла фильму «Форма воды» Гильермо дель Торо. По сюжету картины женщина влюбляется в человека-амфибию из научной лаборатории. Лента размышляла об инаковости людей и том, что каждый достоин любви. При этом «Форма воды» — достаточно экспериментальный фильм со сложным сюжетом и авторским стилем, и обычно такие картины «Оскар» обходит стороной.

2019 год. Победитель — «Зеленая книга», мог бы победить — «Богемская рапсодия»

Фильм Брайана Сингера рассматривал нелегкий путь становления Фредди Меркьюри (Рами Малек) и группы Queen, расцвет их карьеры и практически распад группы из-за чрезмерной сексуальной жизни вокалиста. Хоть фильм и был снят по всем канонам биографической ленты, его критиковали (как и многие байопики об известных личностях) за отсутствие схожести с реальными персонажами, обилие штампов и картонных героев. Однако фильм все равно получился ярким музыкальным реверансом великой группе. Зрители проголосовали за него деньгами — в прокате «Рапсодия» собрала $900 млн.

Но в киноакадемии решили, что «Зеленая книга» Питера Фаррелли больше отвечает званию «Лучший фильм». По сюжету бывший итальянец-вышибала устраивается водителем к афроамериканскому музыканту Дону Ширли — несмотря на то, что темнокожих он совсем не любит. Вместе они отправляются в длинное путешествие: как в географическом смысле, так и в моральном. Фильм получился классической драмой без сильных подтекстов, экспериментального взгляда или необычной подачи, возможно, тем и приглянувшись киноакадемии.

2020 год. Победитель — «Паразиты», мог бы победить — «Джокер»

В 2019 году только и разговоров было, что о «Джокере». Вместо классического марвеловского экшена режиссер картины Тодд Филлипс снял авторское высказывание о социальной несправедливости, раскрыв знакомого всем персонажа с новой стороны. Лента обзавелась армией поклонников и разошлась на мемы и цитаты. Казалось, «Оскара» фильму не избежать.

Но конкуренцию картине составил еще один фильм на тему социальной несправедливости. Южнокорейский режиссер Пон Джун-хо совместил драму и комедию, высмеяв одновременно и богачей, и бедняков, которые пытаются жить лучшей жизнью. Картина получилась откровенной и смелой, но выбор киноакадемии все равно показался неожиданным. Обычно «Оскар» выдавали за классическую драму, а не авторскую и экспериментальную сатиру — тем более южнокорейского режиссера.

2021 год. Победитель — «Земля кочевников», мог бы победить — «Отец»

2020-й был небогат на яркие фильмы из-за пандемии. Многие режиссеры переносили релизы из-за пустующих кинотеатров, другие не успевали доснять проекты из-за ковидных ограничений. Фильм «Отец» Флориан Зеллер с Энтони Хопкинсом в главной роли оказался тонким размышлением о старении и потере собственной идентичности (герой Хопкинса заболевает деменцией). Снова у режиссера были все козыри в рукаве: классическая драма с оскароносным актером и поэтическими метафорами.

Другим претендентом на «Оскар» стал фильм «Земля кочевников» Хлои Чжао. По сюжету пожилая американка (Фрэнсис Макдорманд) путешествует в фургоне по всей Америке после смерти мужа. Фильм получился достойным размышлением о своем месте в жизни и большим высказыванием на тему дома. Вероятно, поэтому оскаровский комитет и остановил свой выбор на «Земле кочевников».

2022 год. Победитель — «CODA: Ребенок глухих родителей», мог бы победить — «Дюна»

Абсолютный хит всех кинотеатров 2021 года — это «Дюна» Дени Вильнева по роману Фрэнка Герберта. Режиссеру удалось заманить на трехчасовую экранизацию не только поклонников франшизы, но и обычных зрителей. «Дюну» хвалили за завораживающий визуал и масштаб, но ругали за затянутость (по сути весь фильм был длинной экспозицией к истории).

Фильм собрал в прокате $400 млн и казалось, что у него не может быть конкурентов. Но «Оскар» неожиданно забрал «CODA: Ребенок глухих родителей» Шана Хейдера. Картина рассказывает о семье глухих рыбаков, в которой слышит только 17-летняя Руби. Конечно, такая история теряется на фоне масштабной «Дюны», но зато снова отвечает критериям diversity.

2023 год. Победитель — «Все везде и сразу», мог бы победить — «Треугольник печали»

«Треугольник печали» Рубен Эстлунд выступил смелой и даже эксцентричной критикой капитализма, став современной классикой сатиры над обществом потребления. По сюжету представители привилегированного класса отправляются в роскошное путешествие на яхте, но позже подвергаются атаке пиратов и вынуждены выживать на необитаемом острове.

Конкурентом «Треугольника» выступил фантастический боевик «Все везде и сразу» от режиссеров Дэна Квана и Дэниэла Шайнерта. Фильм рассказывает о мультивселенных, в которых простая женщина противостоит загадочной сущности, пытающейся уничтожить весь мир. По итогу картина рассуждает о важности любви и семейных отношений в необычном комедийном формате. Оскаровский комитет отдал предпочтение именно «Все везде и сразу», возможно, наметив тренд на авторское кино в этой категории.

2024 год. Победил — «Оппенгеймер», мог бы победить — «Барби»

«Барби» Греты Гервиг стала главным феминистическим кино прошлого года: история стереотипной Барби, которая попала в реальный мир, прошла розовым цветом практически по всем кинотеатрам планеты, определив мемы и стиль одежды на несколько месяцев вперед. Масштабная рекламная кампания, сотни восторженных отзывов и интерес критиков пророчил фильму статуэтку.

Однако очень «женское» кино обошел фильм про простых суровых мужчин. «Оппенгеймер» Кристофера Нолана рассказал о противоречивой личности отца атомной бомбы. В этот раз киноакадемия решила остановить свой выбор не на современной библии феминизма, а на драме о человеке, навсегда изменившем наш мир (вопрос, в какую сторону).

Мария Измайлова