Фотохроника ТАСС
Фотохроника ТАСС
музыка

Шуба-дуба блюз Петра Мамонова: какой была музыка «Звуков Му»

В первоначальном составе группа просуществовала меньше десяти лет, но даже за это время успела стать феноменом

На этой неделе режиссер Павел Лунгин заявил, что хочет снять документальный фильм о Петре Мамонове. В последние десятилетия легендарный актер и музыкант воспринимался как почтенный старец, насквозь пропитанный религией, но свою карьеру он начинал совсем в другом амплуа. Рассказываем о том, как появилась его группа «Звуки Му» и как она повлияла на российскую музыкальную сцену.

Мамонов как лирический герой

Петр Мамонов родился в Москве в 1951 году в семье инженера и переводчицы со скандинавских языков. Мальчик рос в в самом центре города, в том же дворе, где взрослел Владимир Высоцкий. Еще в детстве Мамонов любил эпатировать и хулиганить, поэтому его выгнали из двух школ за «цирк». В старших классах он собрал подростковую музыкальную группу, которая перепевала The Beatles, The Rolling Stones и Led Zeppelin.

На этом формирование музыкального вкуса не закончилось: отчим лучшего друга Мамонова привозил из-за границы огромное количество виниловых пластинок, поэтому будущий артист вырос на разнообразной музыке. Однако на него, в отличие от большинства советских музыкантов, повлияли в первую очередь не «Битлы», а соул- и джаз-артисты в духе Рэя Чарльза и Чабби Чекера. Именно это, по словам биографа Мамонова Сергея Гурьева, и «заложило магический фундамент для последующего проявления животной, буреломной русской дикости», а в дальнейшем отразилось и на его неповторимой и яркой пластике на сцене.

Мамонов проводил время в среде хиппи и московского андеграунда, надевал вызывающие наряды, к примеру, носил ручку от унитаза вместо сережки и просто вел себя экстравагантно: мог лечь на землю и неподвижно лежать, собирая вокруг себя толпу. Пай-мальчиком он никогда не был, поэтому мог попасть в разные передряги: так, в конце 70-х он подрался в саду «Эрмитаж» и получил заточкой в область сердца, однако смог выжить.

Кадр из фильма «Игла»
Кадр из фильма «Игла»

Мамонов после школы поступил в Московский полиграфический институт, но устал и отчислился после трех курсов. Об этих временах артист не любит вспоминать: пару раз он упоминал, что в студенчестве успел жениться, завести ребенка и развестись. После университета Мамонов отошел от музыки и пытался заработать денег: он успел поработать наборщиком текста в типографии, корректором, заведующим отделом писем в журнале «Пионер», грузчиком в продуктовом, кочегаром в котельной, лифтером, банщиком, переводчиком поэзии.

«Звуки Му» как русская народная галлюцинация

Из-за своего экспрессивного характера и отсутствия желания сидеть на месте Мамонов постоянно менял работу, прогуливая полученные деньги. А из-за алкоголя и постоянных финансовых трудностей впадал в депрессивные эпизоды. В этот период будущий артист поселился в районе Чертаново (тогда это была самая окраина Москвы), иногда голодал, но начал писать стихи. По собственным словам, он сочинил около 70 песен всего за один, 1980 год, которые и начал исполнять на многочисленных квартирниках, где будто сами собой и зародились «Звуки Му».

Константин Преображенский/Wikimedia Commons
Константин Преображенский/Wikimedia Commons

На момент основания группы Мамонову уже было за 30 — это достаточно преклонный возраст для начала карьеры рок-звезды. Для сравнения: Виктор Цой и Александр Башлачев успели собрать крупные площадки и выпустить альбомы, не дожив до тридцати. Когда группа записала свой первый диск «Простые вещи» в 1988 году, Мамонову уже было почти сорок лет. Также артист был взрослее всех участников группы: кого-то на год, а кого-то и на 15 лет. Поэтому, когда зрители орали на концертах: «Петя, отец родной!», — это была не просто фигура речи — кому-то Мамонов действительно годился в отцы.

В отличие от молодых рок-звезд, поющих о печальных юношах, алюминиевых огурцах и свободе, лирика Мамонова была совсем другой. Он пел про уже уставших циников, алкогаллюцинации, ремонт и «люляки баб». В целом в поэзии Мамонова нет какого-то целостного повествования. Скорее, это истории, переживания, ощущения, зачастую основанные на личном опыте. Лидер рок-группы «Аквариум» Борис Гребенщиков (признан в РФ иноагентом) метко высказался о группе: «”Звуки Му” — не группа музыкантов, а подлинная “русская народная галлюцинация”, самим своим существованием иллюстрирующая полную тождественность развитого социализма и белой горячки».

Юродство как музыкальный стиль

В каком жанре писал свою музыку Мамонов — сказать сложно. Это одновременно экспериментальный, психоделический, альтернативный рок, инди, пост-панк, авангард, трип-хоп, джаз… Список можно продолжать бесконечно, поэтому для описания нужно подобрать какие-то общие слова. Главной фишкой группы «Звуки Му» были именно живые выступления, на которых Мамонов вел себя так, как никто другой. Артист будто совмещал с собой десятки людей, которые жили своей жизнью.

Константин Преображенский/Wikimedia Commons
Константин Преображенский/Wikimedia Commons

Можно сказать, что Мамонов юродствовал. Он кривлялся, танцевал, гримасничал, вел себя как насекомое, изображал абсолютно неописуемые вещи, за которыми хотелось наблюдать. На общенародный уровень популярности «Звуки Му» вышли в 1989 году, когда они выступили в телепрограмме «Музыкальный ринг» (в этом шоу несколько групп соревновались между собой, а победителя определяли зрители). Перед записью программы Мамонов не мог выйти из запоя и находился в неприглядном состоянии. Однако каким-то чудом взял себя в руки и выдал культовый лайв. Такого зрители точно еще не видели.

Эксцентричное поведение вызывало много вопросов о психическом состоянии Мамонова, поэтому частенько он в шутку говорил: «”Звуки Му“ — это все ясно. Там сумасшедший». Артисту даже как-то передали во время выступления вопрос от врача-психиатра: «Петр, кто по-вашему, более сумасшедший: вы, изображающий это достаточно достоверно, или зрители с восторгом воспринимающие эту имитацию за искусство?». На что Мамонов невозмутимо ответил, что все это гениальная игра.

«Звуки Му» как эталон

Мамонов, можно сказать, изобрел андерграунд в андеграунде. Другие рок-группы в 80-х на фоне «Звуков Му» казались абсолютно мейнстримными вокально-инструментальными ансамблями. В отличие от большинства музыкантов, Мамонов писал об инфернальных, абсурдных, галлюциногенных и крайне пошло-эротических вещах. Абсолютно дикие или странные строчки в духе «женщина — не человек», «муха моя как пряник — толстая и блестит» не коробят, потому что не являются каким-то лозунгом, а отражают ощущение и даже диагноз конкретного лирического героя.

Для официальной советской идеологии Мамонов олицетворял собой буквально все то, с чем власти боролись: безответственность, алкоголизм, тунеядство, дурное влияние и пропаганду «чуждого» образа жизни. Впоследствии артист скажет, что к развалу СССР он приложил руку: «Мы разрушали эту систему, эту страну, в частности [разрушил] я. То, что я делал на сцене, — это было впрямую destruction [Советского Союза]».

Игорь Мухин/Wikimedia Commons
Игорь Мухин/Wikimedia Commons

При этом «Звуки Му» не пытались копировать западную музыку и «нью-вейв», на которую во многом ориентировались современники Мамонова. Артист делал свое — многогранное, не скованное рамками, без реверансов в сторону «маститых коллег». Поэтому «Звуки Му» и стали главными смешными безумцами, бьющимися в агонии и цепляющими глаз и ухо. Появившись в 80-х, музыканты явно опередили всю отечественную сцену и стали даже не образцом для подражания, который можно слепо копировать, а локомотивом, который унесся вперед и отодвинул таким образом рамки дозволенного.

С одной стороны, нельзя однозначно заявить, что «Звуки Му» повлияли на отечественную или тем более мировую сцену. Та же группа «Кино» явно куда сильнее вдохновила российских артистов. С другой стороны, «Звуки Му» стали источником вдохновения, феноменом, которого не было ни до, ни после.

Проект Мамонова — это, скорее, музыка для музыкантов, которые хотят разбираться в сложных мелодиях и разнообразном звучании. К примеру, американская группа The National практически покадрово пересняла клип «Грубый закат» «Звуков Му», явно посчитав видео образцом стиля. Простым же зрителям остается только слушать песни и неистово танцевать шуба-дуба блюз.

Мария Самарина