Раскола США не допустят: как покушение на Трампа поляризовало американское общество?
Покушение на Дональда Трампа, экс-президента США и самого перспективного кандидата на звание нового главы государства, внесло сильные коррективы в ход предвыборной гонки. Это историческое событие стало ключевым и, по мнению экспертов, уже сделало Трампа новым президентом. Вместе с тем покушение обострило внутриамериканские противоречия, и хоть новой гражданской войны ждать не приходится, протестный потенциал в стране заметно возрос. Разбираемся, как инцидент повлиял на американское общество и как истеблишмент пытается сгладить накопившиеся противоречия.
«Покушение на убийство, которое, похоже, еще больше разорвет Америку»
Статью с таким заголовком опубликовала газета The New York Times. Ее автор отмечает: стрельба в Пенсильвании произошла в то время, когда Соединенные Штаты уже глубоко поляризованы по идеологическим, культурным и партийным линиям, а страна кажется расколотой на две реальности. По его словам, нынешнее поколение американцев больше не воспринимает себя как часть единого целого, а стремится идентифицировать себя через принадлежность к тому или иному лагерю.
Это и неудивительно — явным маркером разделения американского общества стал запуск в соцсети X тега HOW DO YOU MISS («Как ты промазал?») в качестве реакции на покушение и на Трампа. Многие пользователи соцсети начали буквально оплакивать тот факт, что предполагаемому стрелку, 20-летнему Томасу Круксу, не удалось довести свое дело до конца и убить экс-президента. Тренд подхватили и в TikTok — американцы начали массово выкладывать видеоролики с возмущениями, что Трампу удалось выжить. «Мы были в секунде, мы были в сантиметре от того, чтобы половина проблем исчезла, а вы промахнулись», — жалуются в своих видеороликах молодые американцы.
Рост количества онлайн-угроз в США после покушения на Трампа отметили и в ФБР. Так, по словам представителя бюро, в сети «выросло количество угрожающей риторики». Он уточнил, что растет «количество угроз насилия и попыток притвориться стрелявшим». Само же покушение на кандидата в президенты в ФБР рассматривают как «возможный акт внутреннего терроризма», заявил директор Управления национальной безопасности ведомства Роберт Уэллс. Он уточнил, что следствие оценивает случившееся не только как покушение стрелка-одиночки, но рассматривает и другие версии. «Поэтому наше контртеррористическое подразделение и наши уголовные подразделения работают сообща, чтобы определить мотив», — сказал Уэллс.
Подогревается ситуация еще и тем, что обе основные партии США, определяющие внутриполитическую повестку, называют предстоящие выборы «последним шансом» Америки. Как рассказал «Постньюс» ведущий научный сотрудник центра исследования проблем безопасности РАН, политолог-американист Константин Блохин, это только усугубляет поляризацию общества, а ощущение постоянно повышающихся ставок увеличивает протестный потенциал и уровень недовольства.
«Демократы считают, что если победит Трамп, то тогда все, конец: победят там фашисты, сексисты, куклуксклановцы и путинские агенты. Трамписты считают, что если победит Байден, то тогда произойдет то же самое, и Америке настанет конец: страну заполнят орды нелегальных мигрантов из Мексики, вся власть перейдет в руки космополитичных структур и транснациональных корпораций, всем будут заправлять ЛГБТ (движение признано экстремистским и запрещено в РФ — прим. ред.) и трансгендеры», — заявил Блохин.
Подливает масла в огонь и множество разнообразных конспирологических теорий, которые заполонили интернет сразу после публикации видеоролика с моментом покушения на Трампа. Так, многие уверены, что сотрудники Секретной службы США и полицейские, обеспечивавшие безопасность на мероприятии, были осведомлены о том, что на крыше здания, откуда велась стрельба, находится подозрительный человек с оружием. Ширятся и набирают популярность и другие теории заговора.
Политический истеблишмент США идет на мировую
Остужать пыл американцев принялись непосредственно сами топ-политики США. Так, действующий глава государства Джо Байден выступил со специальным обращением после покушения на своего противника по президентской гонке. Он отметил, что «политическая риторика страны накалилась» и призвал американцев «снизить градус» и «остыть». Вместе с тем в предвыборном штабе Байдена заявили о приостановке кампании после покушения на его главного политического оппонента. Демократы заявили, что намерены как можно скорее свернуть телевизионную рекламу и политическую агитацию против республиканцев.
Миролюбивой риторикой отметился и сам Трамп. В интервью New York Post политик заявил, что Байден позвонил ему после нападения и был очень учтивым и любезным. Республиканец отметил, что для него ценен этот жест и что он считает разговор «прекрасным». В том же интервью экс-глава Белого дома допустил, что Байден повлияет на закрытие двух уголовных дел, возбужденных против него. Также он выразил уверенность, что после всех событий предвыборная схватка между политиками приобретет «более цивилизованный характер». Как вскоре выяснилось, федеральный судья прекратил одно из уголовных дел против Трампа — о неправомерном обращении с секретной информацией.
Говоря о своей дальнейшей тактике, Трамп заявил: «Я хочу попытаться объединить нашу страну. Но я не знаю, возможно ли это. Люди очень разделены». В связи с этим он решил отказаться от подготовленной «чрезвычайно жесткой речи» для выступления на съезде Республиканской партии, в которой он критиковал «коррумпированную, ужасную администрацию» Белого дома в пользу более сплочающего заявления. Другим своим заявлением политик забил гвоздь в крышку гроба конспирологических теорий, касающихся работы Секретной службы. По словам кандидата в президенты, ее сотрудники проделали фантастическую работу, ликвидировав подозреваемого одним выстрелом.
Некоторое «потепление» можно отметить и непосредственно внутри Республиканской партии. Так, Трамп позвонил экс-постпреду Вашингтона при ООН Никки Хейли — своему главному конкуренту за право стать кандидатом в президенты от республиканцев — и пригласил ее посетить национальный съезд Республиканской партии, который пройдет в Милуоки на этой неделе.
Ненавистник Трампа определил его новый президентский срок
Покушение на Трампа — это ключевое событие всей американской предвыборной гонки. В то же время для страны это событие стало поистине историческим, потому что посягательства на убийство кандидата в президенты в США происходят не часто, отметил американист Константин Блохин.
«Это событие превращает его (Дональда Трампа — прим. ред.) в сакральную жертву, в мученика политической системы США. Вот и очевидно, что это ему придаст политических очков и рейтинга. И не то, что даже придаст. Это, на самом деле, неизбежно выводит Трампа на пост президента США», — заявил Блохин, уточнив, что на фоне покушения меркнут и катастрофические последствия для Байдена после неудачных дебатов, активно обсуждавшиеся ранее.
При этом, как отметил эксперт, поляризация в американском обществе действительно колоссальная, что осознает и политический истеблишмент Соединенных Штатов. «Но распада США и гражданской войны не будет по одной лишь простой причине: в результате таких событий вот этот истеблишмент, который там руководит всеми делами, “вашингтонское болото”, “дипстейт” — они потеряют все. Они потеряют свои богатства, свое влияние, потеряют мировое господство. В реальности, я думаю, что этот истеблишмент сделает все возможное, чтобы предотвратить этот распад», — убежден Блохин.
По этой причине мы и можем наблюдать некоторую оттепель в отношениях между республиканцами и демократами, пояснил эксперт. «Трамп стал сразу же мучеником политической системы США. Поэтому Байден сразу и готов снять уголовные дела. Я думаю, он понимает, что эти дела — они ни к чему не приведут. И плюс у Трампа необычайное свойство такое: чем сильнее на него давить, тем сильнее он и тем популярнее он становится в глазах простых людей», — заявил политолог.
Исходя из этого, можно сделать вывод, что у протестного потенциала в США пока нет шансов выйти за рамки «нормальности», нарушение которых может привести к экстраординарным внутриполитическим сдвигам и перекройке американской политической системы. «Все эти протесты будут подавляться, поэтому нам надо готовиться не к распаду США, а, на самом деле, к долгосрочной конфронтации с ними», — заключил Блохин.