Новые обещания для Украины: как прошел саммит НАТО в Вашингтоне?
С 9 по 11 июля в Вашингтоне проходил один из самых долгожданных саммитов НАТО. Его символическую ценность трудно переоценить: встреча была приурочена к 75-летию альянса, а столица США ранее принимала союзников всего лишь четыре раза. На полях созыва разыгрывались сразу несколько партий: Белый дом пытался укрепить позиции президента Джо Байдена, Украина требовала оружие и разрешения бить по территории РФ, а Венгрия вела переговоры с кандидатом в президенты Дональдом Трампом и требовала гарантий права вето на вступление новых членов в альянс. Получилось ли у кого-нибудь достичь своих целей? Разбираемся.
Байден пытался доказать свою пригодность
Для США этот саммит должен был стать в первую очередь усилением фигуры Джо Байдена. Дебаты между ним и Трампом вызвали резонанс не только у избирателей, но и у союзников Штатов. Последние две недели президент провел в попытках пресечь разговоры о его потенциальной замене. Во время пресс-конференции здоровье Байдена проходило лейтмотивом сессии, а он сам уверял всех в отсутствии раскола в рядах демократов. «Если завтра люди выйдут на улицу и скажут “мы хотим другого президента” — это обычный демократический процесс. Но знаете что, этого не произойдет!» — сказал он.
Также Байден заверил союзников, что сейчас, когда «в конфликте на Украине наступил переломный момент, альянс сильнее, чем когда-либо». Однако эти слова сложно назвать воодушевляющими — тема поддержки Украины постепенно превратилась в балласт, который лишь мешает предвыборной кампании действующего президента. Тем временем по пятам демократа следует Трамп, который привлек на свою сторону большое количество избирателей, в том числе и за счет темы СВО. Кажется, что для серьезной доли американцев риторика бывшего президента о «разрешении конфликта за сутки» звучала увереннее заявлений Байдена о неизбежности победы.
Финальные решения июльского саммита, пролоббированные президентом США, такие как поставка на Украину пяти стратегических систем ПВО Patriot от блока и конечное заявление о том, что будущее Киева — в НАТО, могли бы стать хорошим подспорьем для его кампании. Однако буквально на следующий Байден перепутал президента Украины Владимира Зеленского с Владимиром Путиным и позвал последнего на сцену. Конфуз тут же подхватили медиа, подняв новую волну вопросов касаемо профпригодности лидера США.
Вторым заметным шагом Байдена на полях саммита НАТО стали его высказывания в адрес Китая. Президент США обвинил председателя КНР Си Цзиньпина в прямой поддержке России и дестабилизации ситуации в Юго-Восточной Азии. Более того, Китай и Россия были им указаны как главная угроза для альянса на ближайшую перспективу. И пока украинские СМИ восхваляют Байдена за его решительность, Китай серьезно вслушивается в официальные заявления и делает выводы. Пока что представители КНР остановились на осуждении риторики США и заявлении, что «Китай никогда не поддержит ни одну эскалацию в мире».
Неоднозначное выступление Байдена тем не менее получило поддержку от его союзников по блоку. Например, премьер министр Италии Джорджия Мелони сказала, что «полностью довольна саммитом» и «Байден провел хорошую работу», а сторонники демократов в США называют его «чертовски крутым».
Украина остепенилась и играет по правилам НАТО
Привычная стратегия Украины и ее МИД поднять как можно больше шума громкими фразами, кажется, уступила место тактичности на прошедшем саммите. После провального саммита в Швейцарии, с которого поспешно уехали все лидеры стран, оставив там своих подчиненных, стратегия Киева действительно поменялась. Фраза «если Байден не приедет в Швейцарию, Путин будет аплодировать стоя», стоила Зеленскому реального участия в саммите США, а Китай после обвинений в потворстве России и вовсе отказался посылать туда своих представителей.
В Вашингтоне Киев решил вести себя тихо, чтобы получить только то, на что он действительно мог рассчитывать: денежную помощь, технику и очередные обещания о «необратимости пути Украины в НАТО». Без громких заявлений обошелся глава украинского МИД Дмитрий Кулеба, который лишь провел встречу со своим венгерским коллегой Петером Сийярто, на которой настоял, что «переговоры о мире на Украине невозможны без украинского участия».
Владимир Зеленский также принял решение добиться решения локальных проблем. Он официально попросил США и страны альянса дать ему разрешение использовать поставляемое вооружение для ударов по всей территории России, однако Вашингтон заявил, что не собирается в ближайшем времени рассматривать этот вопрос. Ранее в Минобороны Великобритании высказали аналогичную позицию.
Хорошей новостью для Украины стала поставка истребителей F-16, которых Киев добивался практически два года — первыми их поставят Дания и Нидерланды, а суммарно страны НАТО пообещали предоставить 45 истребителей. Пути транспортировки, как и точные сроки их поступления, не упоминались. Вторым материальным обещанием для Украины стала договоренность о выделении €40 млрд в течение года на различные нужды страны.
Показательно, что впервые за историю участия страны в саммитах НАТО Украина не стала требовать сиюминутного вступления в альянс. Вместо этого она решила принять активное участие в корректировке формулировок заключения саммита. Совместно с США она стремилась добиться «необратимости пути в НАТО» в финальном коммюнике, тогда как остальные страны настаивали на более аккуратной формуле.
Помимо продолжающегося конфликта на территории страны, в альянсе отметили, что препятствием на пути в НАТО для Украины остаются нерешенные проблемы с коррупцией. Вопрос о растрате поступающих в страну миллионов поднимается постоянно, как, например, в случае с Харьковской линией обороны. В итоговой декларации саммита указано решение отправить в Киев старшего представителя НАТО для координации работы блока и страны. Как бы то ни было, можно сказать, что Зеленский улетел домой с определенным прогрессом.
Венгерская партия в дипломатию получила новый виток
Премьер-министр Венгрии Виктор Орбан, как пишут СМИ, всячески избегал контакта с Байденом. У Венгрии была только одна цель — гарантировать себе возможность не увязнуть в конфликте с Россией. На этом поприще страна уже добилась успехов: Венгрия не обязана отправлять инструкторов и средства в поддержку Киева даже в том случае, если НАТО примет подобное решение.
Как стало известно позже, Обран приехал договариваться не с Байденом: сразу после саммита он отправился в резиденцию к бывшему президенту США Дональду Трампу. По результатам встречи Орбан выложил в Х пост со словами: «Обсуждали мир. Хорошая новость! Он [Трамп] его установит».
Подобная ставка на пока еще не действующего президента явно показывает отношение европейского лидера к нынешнему положению дел в США. Его «челночная дипломатия», которую Орбан не стал согласовывать с главами ЕС, только подкрепляет его видение ситуации. И игра Венгрии в первую очередь на себя нашла свое место даже на саммите НАТО. Венгерская сторона требовала права наложить вето на вступление Украины в альянс «в случае, если до этого когда-нибудь дойдет». Впрочем, чувства у стран взаимные, так как еще во время визита Орбана в Китай Зеленский заявил, что «Венгрия не может быть медиатором мира».
Ожидания и результаты
Юбилейный саммит НАТО, приуроченный к 75-летию альянса, должен был стать по-настоящему грандиозным событием, демонстрирующим силу Запада. Среди громких заявлений, помимо требований НАТО к увеличению трат на поддержку суверенитета Украины, можно назвать и обвинения Китая в причастности к конфликту, и признание вторжения в Югославию в 1999 году «правильным поступком», и обозначение миссии альянса по миротворчеству на Ближнем Востоке и в Африке.
Саммит в Вашингтоне прошел за четыре месяца до выборов президента США, поэтому вопросы к Байдену были смещены с реалий саммита на его предвыборную кампанию, отметил в разговоре «Постньюс» политолог-международник Никита Сверчков.
«Байден как лидер так называемого “свободного мира” был лицом и рупором этого саммита. Однако наблюдатели ждали не его слов про НАТО, а того, что он скажет касаемо своей предвыборной кампании и насколько хорошо он пройдет своеобразное “испытание” после разочарования в нем его сопартийцев и союзников. У Байдена было совместное выступление с Зеленским, а через час после этого запланирована личная пресс-конференция. И некоторые крупные телеканалы даже не стали транслировать его выход с Зеленским. В этом плане это был беспрецедентный саммит», — считает Сверчков.
На вопрос, справился ли Байден с этим испытанием, по мнению Сверчкова нельзя ответить однозначно. «Пресс-конференция не была ни провалом, ни успехом, однако ситуация, когда успехом считается возможность главы государства воспринимать вопросы и отвечать на них, — сомнительна. Ошибок у Байдена действительно было немного, если не считать то, что он перепутал Камалу Харрис с Трампом и Владимира Зеленского с Путиным», — сказал эксперт.
Украина, вокруг которой было построено большинство положений саммита, тем не менее была не в центре внимания, как это обычно бывает. Однако ее однозначно можно назвать бенефициаром встречи в Вашингтоне, полагает Сверчков. «Да, действительно, Зеленский выражал свое недовольство ограничениями на атаки западным оружием в более мягкой форме, но я бы не сказал, что это на фоне ухудшения ситуации в Украине. Альянс подписал большую декларацию, концентрированную на украинском конфликте, было много деталей, на которые НАТО раньше не решались, как, например, обвинение Китая в поддержке военных усилий России. И, в конце концов, обещание выделить €40 млрд и отправка F-16 — это показательные решения», — заключает политолог.