Венгерский гамбит: Орбан жертвует Евросоюзом ради мира?
Премьер-министр Венгрии Виктор Орбан — пожалуй, самая активная фигура в ЕС, когда вопрос касается конфликта на Украине. С самого 2022 года он последовательно выступает за диалог с Россией и настаивает, что финансовая помощь Украине — пустая и бессмысленная трата денег для Евросоюза. В начале июля 2024 года венгерский премьер отправился в Киев, Москву и Пекин, чтобы вновь обсудить перспективы урегулирования. Действительно ли Орбан миротворец, или же Венгрия ведет свою игру? Разбираемся.
Из Будапешта в Вашингтон через Киев, Москву и Пекин
С 1 июля Венгрия возглавила Евросовет на ближайшие полгода. Такая позиция дала возможность премьер-министру страны Виктору Орбану — давнему скептику в рядах Евросоюза — карт-бланш на проведение своей политики. Первым делом он посетил Киев с неожиданным визитом, где встретился напрямую с президентом Украины Владимиром Зеленским, чтобы обсудить условия мирного урегулирования. Детали диалога лидеры раскрывать не стали.
Следующей точкой его маршрута стала Москва, причем глава евродипломатии Жозеп Борель заявил, что «никаких поездок в Москву Орбан не согласовывал». И это правда — фактически венгерский премьер отправился в Москву с личным визитом. На московской пресс-конференции Орбан заявил, что взгляды Москвы и Киева на мир далеки настолько, насколько это возможно, и огласил свои намерения отправиться в Пекин, а после и в Вашингтон.
Визит в Китай выдался спокойным и прагматичным для обеих сторон. Пекин подтвердил свою заинтересованность в прекращении огня на Украине, а Орбан выслушал предложения по мирным договоренностям от председателя КНР Си Цзиньпина. Глава МИД Венгрии Петер Сийярто порекомендовал Европе «пристегнуть ремни перед последним актом миротворческой миссии», а СМИ уже успели обозвать его методы «челночной дипломатией». И пока депутаты ЕС негодуют от политических шагов Орбана, мир пристально следит за неожиданным миротворцем.
Все для Венгрии
Виктор Орбан вернулся к власти в 2010 году. То время можно назвать самым темным для Венгрии: кризис 2008 года сильно ударил по и без того слабой экономике страны, которую эксперты называли «самой уязвимой на Балканах», а дефицит бюджета в 2002-2010 годах составлял в среднем 5% ВВП. Именно тогда Орбан пообещал заставить «иностранных инвесторов, а не граждан Венгрии, платить за ошибки МВФ».
Его правление началось с отказа выполнять рекомендации Международного валютного фонда по сокращению расходов на нужды страны и реструктуризации долгов ведомств. Такие меры позволили восстановить инфраструктуру и удержать на плаву госслужащих и компании. За последующие пять лет доля внешнего капитала в активах Венгрии упала с 85 до 55%, и в то же время в страну приглашались крупнейшие концерны для поддержания рабочих мест.
Виктор Орбан не просто обещал вернуть капитал и работу в Венгрию — он действительно поставил страну на рельсы антиглобализма. Такая политика подняла его рейтинги среди правых коалиций до небывалых высот, а доля право-ориентированного электората заметно возросла.
Одинокая крепость
Политика Орбана не могла не вызвать реакции остальных стран ЕС. Главным врагом для венгров премьер-министр объявил Джорджа Сороса и его Центральный европейский университет в Будапеште. И немудрено: фонды Сороса, продвигающие глобализм, — излюбленная мишень для всех консерваторов. Университет подвергся серьезному давлению со стороны венгерских властей, из-за чего был вынужден перевести свои программы в венский филиал. Такая демонстрация силы вызвала бурную реакцию европейских СМИ, обвинивших премьера в притеснении демократии, а затем к обвинениям присоединились и чиновники ЕС.
Однако поводом для самого серьезного столкновения ЕС и Венгрии стало принятие в Брюсселе закона о беженцах в 2015 году. Еврокомиссия выписала Будапешту штраф в €200 млн за экстрадицию мигрантов в соседнюю Сербию и регулярное нарушение принятых правил. Однако и у Орбана были претензии к ЕС — Евросоюз заморозил миллиарды евро, положенные Венгрии, еще в 2009 году. Причиной блокировки транша назвали отказ Будапешта от «положенных либеральных реформ».
Неустанное стремление Евросоюза изменить политику не самой экономически сильной Венгрии, а также обвинения в репрессиях и национализме со стороны официальных лиц только раззадоривали правый электорат. Так и получилось, что к 2020 году Орбан оказался вынужден балансировать между венграми, которые хотят экономического возрождения и спокойной консервативной жизни, и ЕС, который постоянно требует проведения реформ по своим стандартам взамен на критически важные деньги.
Между миром и ЕС. Сложная партия с туманным концом
С началом спецоперации в 2022 году Венгрия попала в затруднительное положение. С одной стороны, ЕС и НАТО требовали безоговорочной отдачи в поддержке Украины, с другой — экономическое состояние Венгрии все еще оставляло желать лучшего, и растрата средств на поддержку Киева для Орбана могла бы стать фатальной. Понимая свое положение, премьер Венгрии выбрал стратегию работы на оба фронта, заявил в комментарии «Постньюс» политолог-международник Никита Сверчков.
«У Венгрии в принципе была не самая обычная история, в том числе и вступления в ЕС. Она всегда работала на несколько фронтов. Параллельно с национальной политикой именно Венгрия создала “Вишеградскую группу” — супернациональный орган, пусть и неофициальный. Сейчас нейтралитет — это и экономический, и политический, и внутриполитический интерес Орбана. Он говорит “смотрите, мы единственные, кто смогли остаться действительно нейтральными и сделать то, чего не смог ни один другой политики в ЕС», — отметил Сверчков.
Таким образом, Венгрия пытается выбить себе как статус реальной политической силы, так и возможность получать инвестиции со всего мира, например, контракты с «Росатомом» по строительству АЭС на территории страны. Такая позиция на международной арене станет особо выгодной для Будапешта в случае победы Дональда Трампа на президентских выборах в США — для него Орбан будет самым сильным и солидным контрагентом в переговорах, считает Сверчков. По его словам, именно этим и вызвана его «челночная политика» — венгерский премьер стремится создать сеть контактов со всеми ведущими державами, чтобы остаться на плаву и развивать экономику страны при любом сценарии.
Этим же и обусловлена сделка Орбана с НАТО. «Венгрия выбила себе уникальную льготу: они могут не платить взносы в НАТО, если те пойдут на поддержку Украины, и не будет посылать своих инструкторов в составе делегации НАТО для обучения ВСУ. Эта сделка на фоне обещаний Трампа затребовать все просроченные выплаты и увеличить ставку стран-участниц альянса до 2% делает его единственным политиком, способным противостоять трансатлантическому давлению», — объяснил политолог.
Сверчков добавил, что постсоветские годы страны дали четко понять Орбану, что единственный союзник Венгрии — это она сама. ЕС может закрыть обещанные выплаты, международные проекты могут остановиться из-за войн или политики, а опора на МВФ и прочие финансовые структуры чревата кризисом и бедностью, с которыми премьеру уже пришлось расправляться в 2010 году.
Венгрия — не миротворец, а одинокий игрок
Нынешняя партия Орбана не про мир, а про выживание страны. Она будет разыгрываться на много лет вперед и пока неясно, к чему приведет. По мнению Сверчкова, поездки премьера не приближают ЕС, Украину и Россию к согласию, а лишь формируют фундамент для дальнейшего посредничества Венгрии в данном вопросе.
«Так же, как Россию не пригласили на саммит в Швейцарию, Украину Орбан не приглашает к переговорам. Все, чего он добился на фронте с ЕС и Трансатлантикой — страны только больше разозлились, взять хотя бы сообщения Борреля в X. Вряд ли эти поездки смогут что-то реально изменить на Украине, но что это точно сможет изменить — Орбана узнает весь мир. Такой своеобразный восточно-европейский Генри Киссинджер. В случае победы Трампа именно Орбан может стать новой стратегией США по завершению вопроса на Украине, и это даст огромные политические очки Венгрии», — подытожил Сверчков.