власть

Россия на «саммите мира»: чем вызвано смягчение риторики Зеленского?

Президент Украины заявил о возможном приглашении России для участия в формате. В Москве на это отреагировали с явным скепсисом
Efrem Lukatsky/AP/TASS
Efrem Lukatsky/AP/TASS

В последнее время о мире на Украине стали говорить все чаще, причем темы урегулирования коснулись и лидеры конфликтующих стран. Так, Владимир Путин озвучил свои условия прекращения огня, а Владимир Зеленский на пресс-конференции 15 июля неожиданно заявил, что на второй «саммит мира» могут пригласить российских представителей. Параллельно с этим усилия по примирению Москвы и Киева предпринимают Китай и Венгрия, а о готовности примерить роль посредников говорят ближневосточные и латиноамериканские государства.

Разбираемся, что и кто в действительности стоит за плеядой мирных инициатив, что происходит в украинском обществе и какие переговорные позиции занимает Россия.

Второй «саммит мира» Зеленского и реакция России

В понедельник, 15 июля, президент Украины Владимир Зеленский дал пресс-конференцию по случаю Дня украинской государственности. Один из заданных прессой вопросов касался перспектив очередного «мирного саммита» — журналистка напомнила Зеленскому, что, как он сам заявил, цель следующего такого саммита «зафиксировать реальное окончание войны» и поинтересовалась о дате и месте проведения конференции. Также она задала президенту вопрос: «есть ли смысл туда ехать, если россияне туда не поедут?»

Отвечая на вопрос, Зеленский много говорил об «энергетической безопасности», «продовольственной безопасности» и обмене военнопленными, которые будут обсуждаться в Катаре, Турции и Канаде соответственно. «Как мы шли, так мы и будем идти», — заявил Зеленский, добавив, что «если эти три пункта сработают, будет готов полностью план реализации всех пунктов (“формулы мира” Зеленского — прим. ред.)» к ноябрю. «Считаю, что представители России должны быть на втором саммите», — закончил свой ответ украинский президент.

На следующий день на неожиданное заявление Зеленского отреагировали в Кремле. «Саммит мира вовсе не был саммитом мира. Поэтому что он (Зеленский — прим. ред.) имел в виду, наверное, сначала надо понять», — заявил пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков. Куда более однозначно слова Зеленского прокомментировали в МИД России.

По словам главы второго департамента стран СНГ МИД РФ Алексея Полищука, власти в Киеве реально не настроены на разрешение кризиса, поскольку сами же ввели указ о самозапрете ведения переговоров с российским руководством и не соглашаются ни на какие другие переговоры, кроме навязанной «формулы мира Зеленского». Из этого он сделал вывод, что «все заявления Киева о стремлении к миру являются пустыми словами и очковтирательством». Дипломат также отметил, что за миролюбивой риторикой Киева стоит желание «завоевать симпатии стран глобального Юга и переманить их в антироссийский западный лагерь».

В тот же день глава МИД РФ Сергей Лавров, выступая на заседании Совбеза ООН по многостороннему сотрудничеству, вновь указал на основные факторы, которые должны быть учтены при урегулировании конфликта. По словам министра, Москва предлагает устранить первопричины украинского кризиса, а заключение мира должно сопровождаться снятием с России угроз, которые исходят от Запада. Также Лавров напомнил всем заинтересованным в преодолении кризиса о необходимости учитывать в своих предложениях проблему прав русских и других нацменьшинств на Украине.

Изменение риторики Зеленского и его причины

Столь необычное и новое для Зеленского заявление о возможном участии России в очередном «саммите мира» продиктовано двумя основными факторами. Во-первых, запрос на мир растет со стороны самих украинских граждан. А во-вторых, перемены в риторике Зеленского транслируют новые нарративы, которые украинские власти получают от основного бенефициара продолжения военных действий в лице Вашингтона и в особенности администрации действующего президента Джо Байдена, правление которого, похоже, подходит к концу. Таким мнением с «Постньюс» поделились политолог и экономист, директор Института нового общества Василий Колташов и руководитель Бюро военно-политического анализа Александр Михайлов.

По мнению Колташова, граждане Украины увидели, что мира не хочет ни Зеленский, ни США — об этом свидетельствует отклонение мирного предложения России, которое озвучил Владимир Путин незадолго до конференции по Украине в Швейцарии. Теперь же любые новые предложения российской стороны будут гораздо более жесткими, и понимание такого положения просочилось в украинское общество, считает эксперт.

«Зеленский не может не понимать, что запрос на мир есть. Следовательно, Зеленскому нужно как-то отвечать на ситуацию, потому что источником, виновников войны в глазах миллионов людей становится он. Кто хочет войны? Скакавшие на Майдане и “просроченный клоун”, говорят обыватели. И, в общем, они правы, если не считать, конечно, Соединенных Штатов, которые укрываются за всем этим», — заявил Колташов. Он добавил, что Зеленский не может больше игнорировать общественное настроение, которое особенно сильно обострилось после резкого и внезапного заявления Путина.

«Но Зеленский тут же идет на трюк. Он говорит о том, что он и союзники Украины рассмотрят этот вопрос до ноября, может быть включительно. То есть не к 1 августу, даже не к 1 сентября, а где-то там, в ноябре, под конец года. На самом деле никаких мирных переговоров он не хочет. Он хочет вытащить российских представителей на какое-нибудь международное мероприятие и там, опираясь на западных “посредников”, обвинить Россию в том, что она не хочет мира и якобы не слышит предложений, которые исходят от “прогрессивного человечества”», — убежден политолог Колташов.

С ним согласился военный аналитик Александр Михайлов. Он напомнил о результатах социологического исследования Центра Разумкова, согласно которому 43,9% опрошенных украинцев согласны с тем, что время для официальных переговоров между Украиной и Россией уже настало. Еще 21,1% украинцев пока не определились со своей позицией по этому вопросу. При этом, согласно тому же опросу, пока что украинское население еще не готово к выполнению тех условий, которые выдвинул Владимир Путин, однако около 46,7% отметили готовность «торговаться» по переговорному процессу.

Вместе с тем, как отметил Михайлов, тезис Зеленского о переговорах с российскими представителями отражает «не субъектную позицию киевского режима, а скорее ретрансляцию тех новых нарративов, которые сейчас пускают в Киев кураторы из Вашингтона». Эксперт связывает запуск новых нарративов с переменами обстановки на американских политических полях, первыми признаками которых стали неудачные для Байдена дебаты и покушением на Дональда Трампа — его главного оппонента в борьбе за президентский пост. Эти события сделали победу последнего если не неизбежной, то, по крайней мере, наиболее вероятным вариантом исхода выборов.

Раскола США не допустят: как покушение на Трампа поляризовало американское общество?
Раскола США не допустят: как покушение на Трампа поляризовало американское общество?

«Подчинение администрации Байдена в ближайшие месяцы просто может сойти на нет, а в Белый дом заедет абсолютно другая команда руководителей. И прежде всего команда Трампа, человека центричного, и не вполне желающего сохранять те договоренности, которые были у Байдена с европейскими лидерами», — заявил Михайлов. По его мнению, вполне ожидаемо, что команда Трампа откажется от пролонгации многомиллиардной помощи Украине, и, скорее всего, будет ее сворачивать. Это понимают в том числе и в Восточной Европе, представители которой «начинают потихоньку сдавать проукраинские позиции». При этом вполне очевидна для европейских политиков и нерезультативность предыдущих «мирных саммитов», полагает эксперт.

По этой причине команда Байдена может попробовать «пойти на опережение Трампа и пока есть время до 5 ноября, пока Байден еще президент и демократы у власти, быстренько сформировать второй т.н. саммит мира, о чем и стал говорить Зеленский», считает Михайлов. По его мнению, американцы могут попытаться таким образом «навести логический мостик» между предыдущим «мирным саммитом», на нем рассмотреть предложения России, а далее «навязать какую-то свою позицию, согласиться с какой-то российской позицией и прийти к какому-то консенсусу раньше, чем этим вопросом займется команда Трампа».

Отсутствие реальных мирных предложений от Запада оформляет курс на многополярность

В посреднический процесс по мирному урегулированию конфликта на Украине включается все больше игроков. Так, в начале июля миротворческое турне совершил премьер-министр Венгрии Виктор Орбан. В Киеве политик встретился с Зеленским, затем провел переговоры в Москве с Владимиром Путиным, а следом обсудил украинский кризис с председателем КНР Си Цзиньпином в Пекине. Оттуда Орбан сразу направился в Вашингтон на саммит НАТО, где, впрочем, тема мирного урегулирования украинского кризиса не поднималась. В США он также пообщался с кандидатом в президенты Дональдом Трампом. Следом на YouTube-канале венгерского политика опубликовали видеоролик под названием «Мирная миссия. Вокруг света за 10 дней», где показан путь Орбана и отрывки со встреч.

По итогам своей миротворческой миссии Орбан направил свой «адекватный план» по урегулированию конфликта на Украине всем премьер-министрам стран ЕС. «Оценка реалистичных целей и адекватное планирование основаны на нашем подходе. Если Европа хочет мира и иметь решающее слово в урегулировании конфликта, а также прекращении кровавой бойни, теперь у нее есть направление для разработки и реализации», — заявили в Будапеште. Однако Украина и европейские лидеры раскритиковали визит Орбана в Россию, а глава Евросовета Шарль Мишель заявил, что у Венгрии нет мандата на контакты с Москвой от лица Евросоюза.

Еще в феврале 2023 года МИД КНР опубликовал китайский план урегулирования украинского кризиса, состоящий из 12 пунктов. В частности, Пекин призвал уважать суверенитет всех стран, прекратить боевые действия, обеспечить защиту гражданских и военных, атомной энергетики, прекратить односторонние санкции. Активное посредническую роль берут на себя также Турция, Катар и ОАЭ. Последние, в частности, способствуют российско-украинскому диалогу по обмену военнопленными.

Выходит так, что отсутствие реальных мирных предложений от Украины и Запада привело к росту международного влияния и росту ощущения собственной значимости у стран, которые Запад считает своей периферией, отметил эксперт Коштанов. «Не порождая никакого никакого переговорного процесса публичного, Соединенные Штаты резко отказывают предложению Владимира Путина, которое, по сути, является вариантом китайского предложения о том, что конфликт прекращается на том основании, что каждый остается на своей территории. С точки зрения всего мира это понятная и правильная формула: Россия остается на своей территории, Украина — на своей», — объяснил эксперт.

По мнению военного аналитика Александра Михайлова, вместе с тем не должно быть никаких иллюзий относительно того, что США сменят свой гегемонистский стиль управления по отношению к другим странам, даже в случае успешного разрешения украинского кейса. «Американцы, даже проиграв в этой схватке за Украину, будут продолжать навязывать свою гегемонию будут. И мы еще увидим очень серьезные события в зоне Азиатско-Тихоокеанского региона, и на Африканском континенте, и в Южной Америке. Все только начинается. Гегемония еще будет несколько лет, как минимум, держаться, и они будут очень серьезно за нее цепляться. Но очень важно то, что сейчас украинский кейс сам по и его завершение многое покажет мировому сообществу», — заключил Михайлов.