Кадр из фильма «Баба Яга спасает мир»
Кадр из фильма «Баба Яга спасает мир»
кино

Эскапизм или богатая мифология: в чем причина популярности киносказок?

В ближайшее время нас ждут фильмы о героях на любой вкус — про домовенка Кузю, Соловья-Разбойника, Бабу Ягу и даже Мойдодыра

На фестивале «Горький fest» анонсировали сразу 15 фильмов-сказок. В ближайшие пару лет нас ждут картины про Бабу-Ягу, домовенка Кузю, Хозяйку Медной горы и много других историй. Тренд на сказки, который вовсю развернулся в 2023-м, останется с нами не только в этому году, но и как минимум на ближайшую пятилетку. Разбираемся, почему именно сказки стали ключевой темой для кинодеятелей.

Когда зародился тренд на экранизацию сказок?

Если смотреть ретроспективно, то тренд на сказки в отечественном кинематографе не нов. Ярким первопроходцем был советский режиссер Александр Роу — автор нескольких десятков картин, уже ставших классикой. Первым его фильмом была сказка «По щучьему велению» 1938 года, в которой Роу смог передать волшебную атмосферу и ту самую доброту — именно за ней зачастую и гонятся авторы семейных фильмов. Помимо Роу были и другие советские режиссеры-сказочники, среди них — Александра Снежко-Блоцкая, Геннадий Васильев, Борис Рыцарев.

Кадр из фильма «По щучьему веленью»
Кадр из фильма «По щучьему веленью»

В 90-х волшебные истории продолжили снимать, однако популярности они не снискали — сегодня только особо преданные фанаты жанра вспомнят «Волшебника Изумрудного города» Павла Арсенова и «Машу и зверей» Михаила Юзовского. Повторный интерес появился в следующем десятилетии, когда режиссеры решили переосмыслить сказочные сюжеты, в основном, из советских картин. Так появились новые версии «Старика Хоттабыча» и «Карлсона», а главным локомотивом стала серия мультиков о «Трех богатырях» от студии «Мельница».

Кадр из мультфильма «Три богатыря»
Кадр из мультфильма «Три богатыря»

Новый виток развития в сказочную тематику принес фильм «Последний богатырь» 2017-го, который как будто нащупал баланс между интересами всех возрастов. Картина о приключениях Ивана в мире русских сказок произвела кассовый и зрительский фурор: при бюджете в 370 млн руб. фильм собрал 1,7 млрд руб. Следом вышли еще две части, каждая из которых по сборам перевалила за 2 млрд руб. После такого успеха стало ясно, что сказочно-фольклорное направление вызывает интерес у зрителей и они готовы голосовать за него рублем.

Интерес продолжил набирать обороты и достиг пика в 2022 году, когда вышел фильм «Чебурашка», собравший в прокате 7 млрд руб. Следом шли чуть менее успешные, но вполне яркие «По щучьему велению», «Летучий корабль» и «Бременские музыканты». Все эти проекты объединила либо ностальгия по советским мультфильмам, либо славянская мифология. В дальнейшем таких картин стало только больше.

Кадр из фильма «Летучий корабль»
Кадр из фильма «Летучий корабль»

На фестивале «Горький fest» тема сказок стала одной из центральных. По словам программного директора Андрея Апостолова, сказки — тренд грядущих нескольких сезонов, поэтому он хотел бы успеть его отрефлексировать и понять, откуда взялась мода и куда движется жанр. От того и не удивительно, что продюсеры представили на фестивале 15 фильмов-сказок: «Баба Яга спасает Новый год» о противостоянии сказочной старухи и Снежной Королевы, «Стальное сердце» о Соловье-Разбойнике, «Сказка о царе Салтане» по Пушкину, «Хозяйка Медной горы» по Бажову, «Аленький цветочек» по Аксакову, «Домовенок Кузя» о приключениях домашнего духа и др.

Чем можно объяснить возросший интерес к сказкам?

Очевидно, что сказки переживают очередной виток популярности. Сейчас в работе находятся около 70 новых фильмов по мотивам русского фольклора — это около 25% от всех запущенных проектов. Причин повального интереса к жанру может быть несколько: коммерческий успех, давления и ограничения при выборе тем, эскапизм и интерес к славянской мифологии.

Совладелица агентства маркетинговых коммуникаций «Кинобюро» Катерина Назарова в разговоре с «Постньюс» рассказала, что за последние два года в кинотеатрах осталась преимущественно семейная аудитория. «Больше всего кассовых сборов приносят фильмы, рассчитанные на детскую и семейную аудиторию, например, “Чебурашка” или “Последний богатырь”. Сборы от фильмов-сказок кратно опережают другие жанры», — рассказывает Назарова.

Причин для этого несколько, добавляет владелец «Кинобюро». Первая заключается в том, что в середине 2022 года американские студии-мейджоры ушли из России, и лишь некоторые проекты продавались на российскую территорию. Также общий трафик в кинотеатрах упал: особенно сильно снизился поток зрителей в возрастном диапазоне от 24 до 34 лет.

«Именно эта публика ранее активно ходила на альтернативные сказкам жанры. Но спрос на развлечения для детей и подростков остался — так, за прошлый год процент молодежи увеличился вдвое, а каждый четвертый зритель приходил на просмотр с семьей. Одна из причин — это “Пушкинская карта”, через которую, по сути, происходит субсидирование показов фильмов, направленных на детскую и подростковую аудиторию», — заключила Назарова.

Режиссер фильма «По щучьему велению» (2023) Александр Войтинский считает, что сейчас кинематографисты ограничены в темах из-за сложной политической ситуации в мире, поэтому в работе обращаются к тому, что всем известно, и освещают «вечные ценности». «Репертуарный диапазон стал сокращаться из-за давления и ограничений, поэтому рынок начинает искать какие-то безопасные области, менее острые и актуальные, говорить о вечных ценностях», — рассказал режиссер.

В свою очередь киновед Всеволод Коршунов считает, что на увлечение кинематографистов сказками повлияли запрос на побег от реальности и ностальгия. «Первая [причина] — возрастающий запрос на эскапизм, уход с помощью кино в фантастические миры, далекие от реальности. Вторая — запрос на что-то узнаваемое, ностальгическое. Сказки — то, что помнят все: то, что ассоциируется с детством, безопасностью, счастьем. Это объединяет людей. Плюс ко всему сказки приводят в кинотеатры большую аудиторию из-за того, что это, как правило, семейный просмотр», — рассказал Коршунов в разговоре с «Постньюс».

Еще одной причиной развития сказочного тренда может быть глубокая фольклорная природа, считает историк и преподаватель-исследователь РГГУ Дмитрий Костоглотов. В беседе с «Постньюс» он рассказал, что сказки никуда не уходят и символы прошлого всегда проявляются в актуальном настоящем. «Фольклорная природа сказок, после их литературной обработки в XIX веке и позже советской кинообработки, делает символический потенциал мифологии очень большим», — считает Костоглотов. По его мнению, возвращение к сказкам — это очередное «мощное прочтение русской культуры и переосмысление культурного кода».

«Большое упрощение говорить в данном контексте про эскапизм. Скорее это напластование культуры, которая занимается прочтением классических объектов через новую обработку — это абсолютно здорово и классно. Если кино получилось не очень хорошим — ну, извините, такое прочтение. Но это абсолютно нормальный культурный процесс», — заключил историк.

Продюсер и генеральный директор кинокомпании Fresh Film Светлана Малахова в разговоре с «Постньюс» связывает интерес кинодеятелей к жанру с возвращением к истории. «Сейчас огромное количество кинокомпаний взялось за производство не просто сказок, а именно русских сказок, они пытаются обратить внимание подрастающего поколения на исходные традиции нашей страны. Это не только закономерно, но и очень правильно», — рассказывает Малахова.

Какое будущее ждет сказочное кино?

Фильмы-сказки явно ждет большое будущее, а поможет им в этом не только богатая мифология, но и существенная государственная поддержка. По данным ЕАИС, сказочные ленты, которые вышли в прокат в первом полугодии 2024 года, получили от Фонда кино и Минкульта более 1,7 млрд рублей. Для других картин, например, «Финист. Первый богатырь» и «Волшебник Изумрудного города», которые выйдут в 2025-м, также запланирована поддержка.

По мнению Малаховой, тренд на сказки сохранится и обретет новые формы. «Возможно, это побудит российских литераторов и авторов сказок писать больше литературы для детей, а мы, в свою очередь, уже будем снимать фильмы по новым произведениям», — надеется генеральный директор кинокомпании Fresh Film. Также Малахову не смущает конкуренция среди кинодеятелей в нише сказочного кино. Она считает, что подобные фильмы — это вклад в будущее детей.

«Сейчас мы как раз формируем тенденцию для того, чтобы люди ходили в кинотеатры семьями не раз в год. Мы хотим сделать это обычной традицией — пусть у них появится разнообразный и интересный досуг. Сегодня посмотрели одну сказку, завтра другую», — рассказывает Малахова.

Такая позиция вписывается и в планы других студий. Ранее «Союзмультфильм» поделился идеей разработать медиафраншизу на основе оригинальной вселенной русских супергероев, куда также войдут фольклорные персонажи. Предварительно, проект назовут «Орден Алой звезды», в который войдут не только персонажи мифов, но и герои писателей-фантастов (например, Александра Беляева и Алексея Толстого). Также продюсерская компания «Яр&Ко» заявила, что создаст целую киновселенную по книгам Корнея Чуковского и снимут фильмы про Мойдодыра, Тараканище, Крокодила.

Если все смелые задумки кинодеятелей воплотятся, то нас ждут фильмы обо всех знакомых персонажах. Остается надеяться, что подобные идеи не «выйдут в тираж».

Славянский бестиарий: кто есть кто в мифологии
Славянский бестиарий: кто есть кто в мифологии
Мария Самарина