Эскапизм или богатая мифология: в чем причина популярности киносказок?
На фестивале «Горький fest» анонсировали сразу 15 фильмов-сказок. В ближайшие пару лет нас ждут картины про Бабу-Ягу, домовенка Кузю, Хозяйку Медной горы и много других историй. Тренд на сказки, который вовсю развернулся в 2023-м, останется с нами не только в этому году, но и как минимум на ближайшую пятилетку. Разбираемся, почему именно сказки стали ключевой темой для кинодеятелей.
Когда зародился тренд на экранизацию сказок?
Если смотреть ретроспективно, то тренд на сказки в отечественном кинематографе не нов. Ярким первопроходцем был советский режиссер Александр Роу — автор нескольких десятков картин, уже ставших классикой. Первым его фильмом была сказка «По щучьему велению» 1938 года, в которой Роу смог передать волшебную атмосферу и ту самую доброту — именно за ней зачастую и гонятся авторы семейных фильмов. Помимо Роу были и другие советские режиссеры-сказочники, среди них — Александра Снежко-Блоцкая, Геннадий Васильев, Борис Рыцарев.
В 90-х волшебные истории продолжили снимать, однако популярности они не снискали — сегодня только особо преданные фанаты жанра вспомнят «Волшебника Изумрудного города» Павла Арсенова и «Машу и зверей» Михаила Юзовского. Повторный интерес появился в следующем десятилетии, когда режиссеры решили переосмыслить сказочные сюжеты, в основном, из советских картин. Так появились новые версии «Старика Хоттабыча» и «Карлсона», а главным локомотивом стала серия мультиков о «Трех богатырях» от студии «Мельница».
Новый виток развития в сказочную тематику принес фильм «Последний богатырь» 2017-го, который как будто нащупал баланс между интересами всех возрастов. Картина о приключениях Ивана в мире русских сказок произвела кассовый и зрительский фурор: при бюджете в 370 млн руб. фильм собрал 1,7 млрд руб. Следом вышли еще две части, каждая из которых по сборам перевалила за 2 млрд руб. После такого успеха стало ясно, что сказочно-фольклорное направление вызывает интерес у зрителей и они готовы голосовать за него рублем.
Интерес продолжил набирать обороты и достиг пика в 2022 году, когда вышел фильм «Чебурашка», собравший в прокате 7 млрд руб. Следом шли чуть менее успешные, но вполне яркие «По щучьему велению», «Летучий корабль» и «Бременские музыканты». Все эти проекты объединила либо ностальгия по советским мультфильмам, либо славянская мифология. В дальнейшем таких картин стало только больше.
На фестивале «Горький fest» тема сказок стала одной из центральных. По словам программного директора Андрея Апостолова, сказки — тренд грядущих нескольких сезонов, поэтому он хотел бы успеть его отрефлексировать и понять, откуда взялась мода и куда движется жанр. От того и не удивительно, что продюсеры представили на фестивале 15 фильмов-сказок: «Баба Яга спасает Новый год» о противостоянии сказочной старухи и Снежной Королевы, «Стальное сердце» о Соловье-Разбойнике, «Сказка о царе Салтане» по Пушкину, «Хозяйка Медной горы» по Бажову, «Аленький цветочек» по Аксакову, «Домовенок Кузя» о приключениях домашнего духа и др.
Чем можно объяснить возросший интерес к сказкам?
Очевидно, что сказки переживают очередной виток популярности. Сейчас в работе находятся около 70 новых фильмов по мотивам русского фольклора — это около 25% от всех запущенных проектов. Причин повального интереса к жанру может быть несколько: коммерческий успех, давления и ограничения при выборе тем, эскапизм и интерес к славянской мифологии.
Совладелица агентства маркетинговых коммуникаций «Кинобюро» Катерина Назарова в разговоре с «Постньюс» рассказала, что за последние два года в кинотеатрах осталась преимущественно семейная аудитория. «Больше всего кассовых сборов приносят фильмы, рассчитанные на детскую и семейную аудиторию, например, “Чебурашка” или “Последний богатырь”. Сборы от фильмов-сказок кратно опережают другие жанры», — рассказывает Назарова.
Причин для этого несколько, добавляет владелец «Кинобюро». Первая заключается в том, что в середине 2022 года американские студии-мейджоры ушли из России, и лишь некоторые проекты продавались на российскую территорию. Также общий трафик в кинотеатрах упал: особенно сильно снизился поток зрителей в возрастном диапазоне от 24 до 34 лет.
«Именно эта публика ранее активно ходила на альтернативные сказкам жанры. Но спрос на развлечения для детей и подростков остался — так, за прошлый год процент молодежи увеличился вдвое, а каждый четвертый зритель приходил на просмотр с семьей. Одна из причин — это “Пушкинская карта”, через которую, по сути, происходит субсидирование показов фильмов, направленных на детскую и подростковую аудиторию», — заключила Назарова.
Режиссер фильма «По щучьему велению» (2023) Александр Войтинский считает, что сейчас кинематографисты ограничены в темах из-за сложной политической ситуации в мире, поэтому в работе обращаются к тому, что всем известно, и освещают «вечные ценности». «Репертуарный диапазон стал сокращаться из-за давления и ограничений, поэтому рынок начинает искать какие-то безопасные области, менее острые и актуальные, говорить о вечных ценностях», — рассказал режиссер.
В свою очередь киновед Всеволод Коршунов считает, что на увлечение кинематографистов сказками повлияли запрос на побег от реальности и ностальгия. «Первая [причина] — возрастающий запрос на эскапизм, уход с помощью кино в фантастические миры, далекие от реальности. Вторая — запрос на что-то узнаваемое, ностальгическое. Сказки — то, что помнят все: то, что ассоциируется с детством, безопасностью, счастьем. Это объединяет людей. Плюс ко всему сказки приводят в кинотеатры большую аудиторию из-за того, что это, как правило, семейный просмотр», — рассказал Коршунов в разговоре с «Постньюс».
Еще одной причиной развития сказочного тренда может быть глубокая фольклорная природа, считает историк и преподаватель-исследователь РГГУ Дмитрий Костоглотов. В беседе с «Постньюс» он рассказал, что сказки никуда не уходят и символы прошлого всегда проявляются в актуальном настоящем. «Фольклорная природа сказок, после их литературной обработки в XIX веке и позже советской кинообработки, делает символический потенциал мифологии очень большим», — считает Костоглотов. По его мнению, возвращение к сказкам — это очередное «мощное прочтение русской культуры и переосмысление культурного кода».
«Большое упрощение говорить в данном контексте про эскапизм. Скорее это напластование культуры, которая занимается прочтением классических объектов через новую обработку — это абсолютно здорово и классно. Если кино получилось не очень хорошим — ну, извините, такое прочтение. Но это абсолютно нормальный культурный процесс», — заключил историк.
Продюсер и генеральный директор кинокомпании Fresh Film Светлана Малахова в разговоре с «Постньюс» связывает интерес кинодеятелей к жанру с возвращением к истории. «Сейчас огромное количество кинокомпаний взялось за производство не просто сказок, а именно русских сказок, они пытаются обратить внимание подрастающего поколения на исходные традиции нашей страны. Это не только закономерно, но и очень правильно», — рассказывает Малахова.
Какое будущее ждет сказочное кино?
Фильмы-сказки явно ждет большое будущее, а поможет им в этом не только богатая мифология, но и существенная государственная поддержка. По данным ЕАИС, сказочные ленты, которые вышли в прокат в первом полугодии 2024 года, получили от Фонда кино и Минкульта более 1,7 млрд рублей. Для других картин, например, «Финист. Первый богатырь» и «Волшебник Изумрудного города», которые выйдут в 2025-м, также запланирована поддержка.
По мнению Малаховой, тренд на сказки сохранится и обретет новые формы. «Возможно, это побудит российских литераторов и авторов сказок писать больше литературы для детей, а мы, в свою очередь, уже будем снимать фильмы по новым произведениям», — надеется генеральный директор кинокомпании Fresh Film. Также Малахову не смущает конкуренция среди кинодеятелей в нише сказочного кино. Она считает, что подобные фильмы — это вклад в будущее детей.
«Сейчас мы как раз формируем тенденцию для того, чтобы люди ходили в кинотеатры семьями не раз в год. Мы хотим сделать это обычной традицией — пусть у них появится разнообразный и интересный досуг. Сегодня посмотрели одну сказку, завтра другую», — рассказывает Малахова.
Такая позиция вписывается и в планы других студий. Ранее «Союзмультфильм» поделился идеей разработать медиафраншизу на основе оригинальной вселенной русских супергероев, куда также войдут фольклорные персонажи. Предварительно, проект назовут «Орден Алой звезды», в который войдут не только персонажи мифов, но и герои писателей-фантастов (например, Александра Беляева и Алексея Толстого). Также продюсерская компания «Яр&Ко» заявила, что создаст целую киновселенную по книгам Корнея Чуковского и снимут фильмы про Мойдодыра, Тараканище, Крокодила.
Если все смелые задумки кинодеятелей воплотятся, то нас ждут фильмы обо всех знакомых персонажах. Остается надеяться, что подобные идеи не «выйдут в тираж».