A24/YouTube
A24/YouTube
кино

Голливуд торгует грехом: каким получился хоррор Тая Уэста «Максин ХХХ»

Режиссер критикует индустрию развлечений 80-х, но также обращается к теме эмансипации женщин

В российский прокат вышла финальная часть хоррор-трилогии американского режиссера Тая Уэста «Максин XXX». Картина, выполненная в декорациях Голливуда 1980-х, рассказывает историю дерзкой порноактрисы, мечтающей ворваться к большой кинематограф, снявшись в провокационном фильме ужасов. Какой получилась новая работа режиссера, почему «Максин XXX» — визуально почти совершенное кино, и стоит ли его смотреть? Рассказываем.

ДАТА ВЫХОДА, АКТЕРЫ И ДРУГИЕ ПОДРОБНОСТИ

Дата премьеры в мире: 4 июля
Дата выхода в России: 11 июля
Страна производства: США, Великобритания, Новая Зеландия
Режиссер: Тай Уэст
Автор сценария: Тай Уэст
В ролях: Миа Гот, Элизабет Дебики, Мишель Монахэн, Бобби Каннавале, Холзи, Лили Коллинз, Кевин Бейкон, Джанкарло Эспозито, Чарли Роуэн Маккейн, Саймон Праст и др.
Жанр: ужасы
Продолжительность: 1 час 43 минуты

Как устроена трилогия Тая Уэста (с незначительными спойлерами)?

В начале десятилетия режиссер Тай Уэст был известен относительно узкому кругу фанатов жанра ужасов: вероятнее всего, вы могли слышать про фильм «Таинство» (2013), основанный на знаменитой истории массового самоубийства в Джонстауне в конце 1970-х. Сравнительно широкую славу Уэст обрел спустя почти 20 лет после дебюта, сняв под эгидой модной (и уже даже культовой) студии A24 ретрослешер «Х». Сюжет картины рассказывал о том, как небольшая группа товарищей приезжает на техасскую ферму, чтобы снять порно.

К сожалению молодых людей, съемки не увенчались успехом, а практически со всеми — за исключением главной героини в исполнении Мии Гот — расправилась пожилая пара в лице Говарда и Пэрл. Второй фильм, ставший приквелом к «Х», получил название «Пэрл» и поведал зрителям о судьбе безумной старушки. Обе картины, несмотря на скромный бюджет (на каждый выделили по $1 млн) собрали неплохую по меркам инди-кино кассу ($15 млн и $10 млн, соответственно). В итоге серия обросла приличной фан-базой, а Уэст задумал триквел.

И если «Х» исследовал 70-е, всячески реверансируя «Техасской резне бензопилой» и «Психо», а приквел «Пэрл» обращался к 20-м, фрагментарно ссылаясь на «Волшебника изумрудного города», то финальный аккорд «Максин ХХХ» привел поклонников франшизы в грязно-неоновые 80-е. В центре событий оказывается наша старая знакомая Максин, решившая навсегда распрощаться с секс-работой и совершить рискованный трансфер из порноиндустрии в кинематограф. Так, она собирается пройти кастинг в хоррор «Пуританка 2».

A24/YouTube
A24/YouTube
A24/YouTube
A24/YouTube
A24/YouTube
A24/YouTube

Неоднозначное прошлое девушки не смущает режиссера картины — претенциозную англичанку (Элизабет Дебики), которая намеревается превратить картину категории «Б» в серьезное высказывание. И, все бы ничего, но прошлое Максин противоборствует ее настоящему — внезапно все, кто дорог ей или просто знаком с начинающей актрисой, начинают погибать от рук некоего Ночного Сталкера, орудующего в Лос-Анджелесе (его прототип — реально существовавший маньяк-сатанист Ричард Рамирес).

Чем примечателен «Максин ХХХ»?

Новая работа Уэста, как вы уже поняли, стала одой крайне контрастному периоду времени в американской жизни. 80-е в США, которые со скрупулезным упоением вырисовывает команда авторов, сочетают в себе все то, за что одни восхищаются «Городом грехов», а другие бескомпромиссно ненавидят. Страной управляет консервативный Рональд Рейган, а пуританское общество, поддерживающее действующую власть, погружено в состояние «сатанинской паники». Людей пугает распущенность младшего поколения, угроза ритуального насилия, популярность фильмов ужасов и эксцентричных рок-групп.

Максин же, выросшая в провинции и буквально пережившая события «Техасской резни», олицетворяет все то, что менее раскрепощенная часть населения не переносит на дух. Она — центр контркультурной прослойки, сетующей на свободу самовыражения. Ее цель — добиться славы любым путем. Она готова сниматься в фильмах для взрослых или терпеть травлю из-за участия в хоррор-картине. Наконец, ей плевать на психопата, держащего в страхе весь Лос-Анджелес: у Максин есть миниатюрный ствол и невероятное желание стать суперзвездой.

A24/YouTube
A24/YouTube
A24/YouTube
A24/YouTube
A24/YouTube
A24/YouTube

«Максин ХХХ» начинается с двух эпиграфов, которые не только задают настроение картины, но также дарят некоторые подсказки зрителю (хотя, будем честны, сложносочиненных ребусов Тай Уэст не приготовил). Сначала юная девочка в архивном видео повторяет за отцом, что никогда «не согласится на то, чего не заслужила». Затем авторы цитируют Бетт Дэвис, выводя на экран строчку: «Ты не можешь считать себя звездой, пока окружающие не считают тебя монстром». В итоге смысловые точки приводят нас к объяснению, как Максин оказалась жертвой деструктивной «американской мечты».

Стоит ли смотреть новую картину Тая Уэста?

Насмотренные зрители будут долго копаться в постмодернистской «Максин XXX», ведь она наполнена множеством культурных отсылок и атрибутов 80-х: тут вам и дом из «Психо», и треки ZZ Top с Judas Priest, оммажи «Хэллоуину» Карпентера (и еще ряду картин, которые наверняка распознают особо въедливые киноведы), характерные вывески и видеопрокаты. При этом тем, кто с серией фильмов не знаком, понаблюдать за приключениями Максин все равно будет чертовски интересно: если вынести за скобки флэшбеки из «Х» и бэкграунд героини, она все еще остается внутри хаотичного, но эстетически выверенного хоррора.

A24/YouTube
A24/YouTube
A24/YouTube
A24/YouTube
A24/YouTube
A24/YouTube

Тай Уэст снял пестрое ностальгическое кино с негласным подзаголовком «Голливуд торгует грехом», где не ясно, кто главный элемент в формуле зла — американцы с пуританскими устоями, желающие вывернуть эксплуатирующий все и вся кинематограф наизнанку, или их свободолюбивые противники. Автор занимается пресловутой критикой индустрии развлечений, порой прибегая к языку гротеска, но вместе с тем обращается к теме женской эмансипации. Результат в самом позитивном смысле удивляет и даже гипнотизирует.

Никита Прунков