кино

Ироничный «Второй акт»: каким получился фильм-открытие Канн-2024

Самая стандартная и скучная мелодрама неожиданно оказывается сатирической головоломкой
Кадр из фильма «Второй акт»
Кадр из фильма «Второй акт»

В российский прокат выходит фильм с открытия Каннского кинофестиваля 2024 года. «Второй акт» рассказывает о четверых людях, которые решили вместе пообедать в ресторане. Но не все так просто: они снимаются в фильме, который написал искусственный интеллект. Мы посмотрели картину и рассказываем о ней подробнее.

ДАТА ВЫХОДА, АКТЕРЫ И ДРУГИЕ ПОДРОБНОСТИ

Дата премьеры: 11 июля
Страна производства: Франция
Режиссер: Кантен Дюпье
Автор сценария: Кантен Дюпье
В ролях: Леа Сейду, Венсан Линдон, Луи Гаррель, Рафаэль Кенар, Мануэль Гийо и др.
Жанр: комедия
Продолжительность: 1 час 20 минут

О чем фильм «Второй акт»?

Сюжет фильма с одной стороны достаточно прост, а с другой — сложен в пересказе. Флоранс (Леа Сейду) хочет познакомить возлюбленного Давида (Луи Гаррель) со своим отцом Гийомом (Венсан Линдон). Однако Давид, мягко говоря, не горит желанием — ему вообще не нравится Флоранс, но он почему-то не может напрямую грубо ее отшить.

Молодой человек пытается сплавить девушку своему другу Вилли (Рафаэль Кенар), чтобы тот переключил ее внимание на себя и тем самым отвлек от Давида. При этом не все так просто: герои на самом деле — актеры. Они играют в дешевой мелодраме, которую ненавидят всем сердцем. Весь сюжет со знакомством — это сценарий, которого они должны придерживаться. При этом будущий фильм достаточно необычен — его автором и режиссером выступает искусственный интеллект.

Кадр из фильма «Второй акт»
Кадр из фильма «Второй акт»
Кадр из фильма «Второй акт»
Кадр из фильма «Второй акт»
Кадр из фильма «Второй акт»
Кадр из фильма «Второй акт»
Кадр из фильма «Второй акт»
Кадр из фильма «Второй акт»

Чем уникальна картина Кантена Дюпье?

«Второй акт» — это кино-головоломка, кино-аттракцион, кино-ребус. Зритель спустя пару минут после начала фильма перестает понимать, что происходит, потому что практически сразу же актеры ломают четвертую стену и отходят от изначального сценария. Например, они спорят, можно ли называть инвалидов инвалидами и не отменят ли их за это, устраивают истерику из-за того, что приходится сниматься во второсортной мелодраме, радуются, что неожиданно одного из них позвали сниматься у «самого Пола Томаса Андерсона», при этом за глаза жутко завидуют и нервно просят агента любыми способами предложить свою кандидатуру именитому режиссеру.

По сути, фильм превращается в тотальное погружение в закулисье киносъемок, где первоначальный сценарий вообще не играет никакой роли. В центр уже нового сюжета становятся сами артисты — в том числе и второстепенные. Например, статист-владелец ресторана очень сильно нервничает во время сцены, где он должен принести вина и разлить по бокалам. У него ничего не получается, мужчине советуют поменьше нервничать и разрешают порепетировать. Но он все равно так расстраивается, что кончает жизнь самоубийством. Или же это снова сценарный поворот?

Режиссер Кантен Дюпье («Даааааали!», «На посту!», «Янник») — мастер доведения до абсурда и любитель вкрай запутать зрителя. Но он это делает достаточно иронично и ненатужно. Режиссер не пытается загадать такую сложную загадку, в которой для поиска ответа придется поломать голову. Скорее, его картины — это постмодернистская игра, ироничное высказывание и жонглирование реальностью и вымыслами в одном флаконе.

Каким получился «Второй акт»?

Картина сразу несколькими тегами дает понять, на кого рассчитана: Канны, французские актеры из авторских лент, камерность сюжета, немногословное описание. Все это уже изначально говорит о том, что кино явно не массовое и рассчитано на достаточно узкого зрителя. Поэтому «Второй акт» и разворачивается исключительно в плоскости артхауса, но не занудно, а играючи. В фильме много юмора, нелепых диалогов, комичных персонажей и высмеивания различных социальных явлений и инноваций.

Так в центре сюжета неожиданно оказывается искусственный интеллект, который в виде аватара рассказывает актерам и статистам, как им играть и вести себя в кадре. Кого-то он хвалит, а кого-то ругает, например, за лишний вес или отход от сценария. При этом очевидно, что нейросеть обучалась на уже имеющихся фильмах, поэтому оригинальных решений от нее ждать не стоит — если есть актеры разного возраста, то будет конфликт отцов и детей, если в кадре появится ружье, то оно обязательно выстрелит, если мужчина и женщина окажутся в замкнутом пространстве, то между ними появится химия.

Визуальные решения в фильме тоже под стать стереотипным представлениям об авторских лентах: долгие пролеты, приглушенные цвета, мокрые деревья, медленные прогулки героев. А закрывается картина сценой, в которой камера минуты три летит над железнодорожными рельсами. В этом и не надо искать никакую метафору (хотя при желании, ее, конечно, можно будет найти) — это просто высмеивание бесконечных клише.

Мария Самарина