общество

Все на стачку: зачем бастуют работники в РФ и защищают ли их профсоюзы?

За прошедшие два года сразу несколько крупных российских компаний столкнулись с организованным протестом сотрудников
Clay Banks/Unsplash
Clay Banks/Unsplash

В наше время слова «профсоюз» и «забастовка» практически вышли из обихода и звучат, как нечто из прошлого века. Однако с 2022 года сразу четыре крупные российские компании несколько раз оказались под осадой возмущенных сотрудников. Недавно подобный протест прошел в Екатеринбурге — 70 грузовых перевозчиков Ozon отказались выходить на работу и заблокировали зону погрузки. Что это — отголоски старого времени или возрождающаяся борьба с нечеловеческими условиями труда? Разбираемся.

Чем занимались профсоюзы в 90-е и 00-е?

Самой большой организацией, фактически объединившей под своим крылом все остальные профсоюзы после распада СССР, стала Федерация независимых профсоюзов России (ФНПР). Начало ее пути оказалось действительно боевым: в 1992 году ФНПР организовала сразу два масштабных выступления против социальной политики правительства. В общей сложности в профсоюзных акциях тогда приняли участие более 1 млн человек.

В дальнейшем ФНПР демонстрировала не меньшую активность, благо поводов для недовольства у рабочих в 90-е годы было предостаточно. Так, с 1993 по 1996 год организация девять раз заставляла правительство пересматривать вопрос МРОТа, а в 1995 году ей удалось саботировать работу 189 шахт, 2 тыс. военно-промышленных предприятий и около 80% гражданских машиностроительных заводов. Последней громкой акцией ФНПР стал марш «против губительных экономических реформ» 1998 года, в котором приняли участие 25 млн человек. Влияние федерации стало столь велико, что в 1999 году депутаты, входившие в профсоюзы, организовали в Госдуме межфракционный блок «Солидарность».

Активная позиция ФНПР и присутствие в парламенте позволяли профсоюзам продвигать свои инициативы на федеральном уровне. Так, в 2004 году они выступили против усиления налогового давления на предпринимателей и сокращения бюджетных выплат. В результате организация добилась подписания трехстороннего соглашения между профсоюзами, объединениями работодателей и правительством РФ.

Однако VI съезд ФНПР, который состоялся в ноябре 2006 года, ознаменовал начало серьезных перемен — на собрании был принят документ, закрепляющий стратегию организации на ближайшие годы. Ее основными пунктами стали сотрудничество с Федеральным собранием и «Единой Россией», которая уже тогда была правящей партией. С тех пор федерация оставила былые методы, поскольку наладила контакт с думским большинством и получила от него обещание представлять интересы трудящихся.

Переход в сторону системности спровоцировал беспрецедентный исход членов федерации, а от былой активности ФНПР со временем не осталось и следа. К 2018 году некогда одна из самых влиятельных общественных организаций страны стала практически неизвестной — 82% опрошенных ВЦИОМ россиян заявили, что вообще не замечают ее деятельности, а 51% выразил мнение, что профсоюзы не защищают права трудящихся.

Аналогичной позиции придерживаются исследователи Андрей Лебедев и Николай Юханов, описавшие в своем труде работу профсоюзов «как административную, мало относящуюся к реальной защите труда».

В России началась новая эра забастовок?

В ноябре 2021 года, когда протесты профсоюзов против работодателей, казалось бы, остались в далеком прошлом, состоялась громкая забастовка сотрудников Delivery Club. Независимый профсоюз «Курьер» организовал в Санкт-Петербурге крупную стачку, участие в которой приняли более 700 курьеров.

Причиной негодования работников стало расширение зоны доставки: если раньше курьер мог выбрать конкретный район работы, то теперь сервис вынуждал своих сотрудников ездить по всему городу. При этом зарплата курьеров значительно урезалась из-за больших незаконных штрафов за опоздания, зачастую вызванные не зависящими от доставщика факторами. Еще одной существенной претензией стала практика блокировки недовольных курьеров работодателем.

Протесты начались в ноябре 2021 года и продолжались больше недели. Компания заявляла, что сервис работает в штатном режиме и количество курьеров полностью соответствует плановому. Однако главный конкурент Delivery Club в лице «Яндекс Еды» обратил внимание на выпад работников и поспешно запустил программу восстановления ранее заблокированных курьеров. И хотя сам профсоюз остался недоволен итоговым результатом забастовки, всем стало ясно, что повлиять на работодателя таким образом возможно.

Уже в 2022 году, после покупки Delivery Club «Яндексом», «Курьер» организовал новую забастовку. На этот раз сотрудники не просто отменяли заказы — они намеренно задерживали работу кафе и ресторанов, занимая очереди, и оставляя пустыми смены. Акция длилась на протяжении пяти дней, хотя «Яндекс» это отрицал. Курьеры смогли добиться главных целей: улучшения работы таймера, отсчитывающего время прибытия до точки заказа, повышения коэффициентов оплаты труда в праздники и сокращения некоторых штрафов.

Но самой резонансной за последние годы стала забастовка сотрудников Wildberries в 2023 году. Тогда компания приняла новую оферту, согласно которой с владельца пункта выдачи заказов удерживалась полная стоимость товара, если его вернули в течение двух недель. Также были ужесточены штрафы для сотрудников и даже введен штраф в размере до 100 тыс руб. за «распространение ложной или неуважительной информации о компании».

Сотрудники Wildberries протестуют против штрафов. В чем дело?
Сотрудники Wildberries протестуют против штрафов. В чем дело?

Ситуация усугубилась, когда компания отказалась даже рассматривать предложение своих партнеров для урегулирования ситуации. В комментариях к СМИ Wildberries заявила, что «не уверена, приходили ли в головной офис действительно партнеры фирмы». Такая реакция привела к тому, что в крупных городах многие владельцы ПВЗ стали просто закрывать свои точки и уходить домой. При этом заказы на пунктах сотрудники принимали, но вот выдавать отказывались.

Конфликт дошел и до государственных органов. Так, возмущенных владельцев ПВЗ и партнеров компании пригласили в Госдуму для урегулирования ситуации. В итоге рассмотрение проблемы на себя взяла Федеральная антимонопольная служба. Результатом забастовки стала отмена более 10 тыс. штрафов. Примечательно, что сотрудники добились этого без взаимодействия с какими либо профсоюзами.

В мае того же года произошла забастовка на Ульяновском автозаводе — сотрудники УАЗа отказались работать, когда выяснилось, что их зарплаты не дотягивают до установленных норм. Так, по грейдовой системе, оплата труда на пятом разряде должна составлять 110 руб. в час, но сотрудникам платили лишь 97 руб. При этом временные сотрудники в том же грейде зарабатывали гораздо больше: кадровые рабочие в среднем получали 27-31 тыс. руб., а внештатные — по 50 тыс. руб.

Остановка работы была воспринята как саботаж, так как УАЗ выполняет гособоронзаказ. На место приехала полиция и задержала семерых активных протестующих. В тот же день с проверкой на завод нагрянула и прокуратура. Руководство завода заявило, что зарплаты сотрудникам поднимут в соответствии с запланированным графиком — в последний раз о запланированной индексации объявляли в феврале этого года. При этом о результатах прокурорской проверки до сих пор ничего неизвестно.

А нужны ли забастовки и профсоюзы сегодня?

Глядя на масштабные забастовки и многомиллионные митинги 90-х, неволей задаешься вопросом: что делают профсоюзы сейчас и нужны ли они в сегодняшнем виде? Как рассказал в разговоре с «Постньюс» юрист по трудовому праву и гендиректор NS Consulting Дмитрий Кофанов, основная задача профсоюза — быть третьей стороной в конфликте между сотрудниками и работодателем.

«Если профсоюз хороший, и в него входят более 50% сотрудников предприятия, то он имеет право выйти на работодателя с инициативой о пересмотре коллективного договора. Например, получить больше гарантий для сотрудников или сделать условный “День нефтяников” выходным. Очень хорошие профсоюзы, например, в “Аэрофлоте”», — рассказал Кофанов.

Куда летит «Аэрофлот»: правда ли, что авиаперевозчик столкнулся с нехваткой кадров?
Куда летит «Аэрофлот»: правда ли, что авиаперевозчик столкнулся с нехваткой кадров?

В то же время, рассказал юрист, проблема недобросовестных организаций действительно существует. Так, иногда работники создают профсоюз из трех человек с целью получения определенных льгот, например, введения усложненного процесса увольнения, дополнительных выходных, надбавок и др. При этом, что касается забастовок, то тут наличие профсоюза не обязательно, поскольку право на эту форму протеста закреплено именно за сотрудниками, что и показывает опыт Wildberries, Ozon и УАЗа.

Тем не менее отстаивать свои права с помощью забастовки может быть довольно затруднительно, поскольку ее правомерность может быть поставлена под сомнение, заявила управляющий партнер специализированного юридического бюро по трудовому праву «Трудовой консалтинг» Галина Енютина. «Если забастовка будет признана незаконной судом, то, например, компании могут взыскать убытки с сотрудников. В случае с Wildberries, это даже не забастовка сотрудников, а забастовка самозанятых, и она может быть организована даже на каком-то более обычном, бытовом уровне», — заявила в беседе с «Постньюс» Енютина.

С учетом опыта последних лет можно сказать, что забастовка как метод отстаивания интересов трудящихся не изжила себя — в некоторых случаях сотрудники крупных компаний смогли добиться определенных результатов и улучшить свое положение. В то же время забывать о профсоюзах, которые защищают эти интересы и имеют влияние на правительство и парламент ни в коем случае нельзя. Даже несмотря на то, что их золотая эпоха осталась в прошлом.

Артем Леошко