кино

Фансервис, камео и самоцитирования: как устроен «Дэдпул и Росомаха» и почему он заработает $1 млрд

Несмотря на то, что фильм ругают за вторичность (в том числе мы), мощная маркетинговая кампания делает свое дело. Аналитики уверены — новый кроссовер догонит «Джокера»
Marvel Entertainment/YouTube
Marvel Entertainment/YouTube

За дебютный прокатный уикенд супергеройский боевик «Дэдпул и Росомаха» собрал в мире $438,3 млн. При этом практически половина вырученных денег пришлась на домашний рынок — таким образом, новый фильм франшизы показал рекордный старт среди лент с рейтингом R. В российских кинотеатрах картина официально не выйдет, однако никто не отменял предсеансовое обслуживание.

О чем «Дэдпул и Росомаха», в чем причина его оглушительного успеха и стоит ли ждать новую часть истории? Разбираемся.

ДАТА ВЫХОДА, АКТЕРЫ И ДРУГИЕ ПОДРОБНОСТИ

Дата премьеры в мире: 22 июля
Дата премьеры в России:
Страна производства: США, Канада, Австралия, Новая Зеландия
Режиссер: Шон Леви
Авторы сценария: Райан Рейнольдс, Ретт Риз, Пол Верник, Зеб Уэллс, Шон Леви, Роб Лайфелд, Фабиан Нициеза
В ролях: Райан Рейнольдс, Хью Джекман, Эмма Коррин, Мэттью Макфэдиен, Дафни Кин, Джон Фавро, Морена Баккарин, Роб Делани, Лесли Аггамс, Дженнифер Гарнер и др.
Жанр: фантастика, боевик, комедия, приключения
Продолжительность: 2 часа 7 минут

О чем «Дэдпул и Росомаха»?

Дэдпул, или уже скорее обычный парень Уэйд Уилсон (Райан Рейнольдс), переживает своего рода кризис. Любовь всей его жизни Ванесса уходит из-за отсутствия перспектив, а он в попытках себя реализовать отправляется на собеседование к «Мстителям». Получив тактичный от ворот поворот, отчаявшийся герой устраивается на работу продавцом подержанных азиатских машин. Его привычный жизненный уклад нарушают сотрудники Управления временными изменениями (УВИ). Их визит вызван «злоупотреблением временем» со стороны Дэдпула.

Затем глава УВИ — мистер Парадокс (Мэттью Макфэдиен из «Наследников») — объясняет хамоватому Уилсону, что его вселенная рушится на глазах после смерти Логана (Хью Джекман). Функционер хочет ускорить этот процесс, а не созерцать угасание, и потому намеревается отправить Дэдпула в «священный таймлайн» — вселенную Marvel, о которой тот и мечтал. Так он уничтожит его мир и заодно близких Уэйда. «Болтливого наемника» такой расклад, мягко говоря, не устраивает, и он ускользает в другую временную линию, чтобы найти нового Логана и сохранить жизнь друзьям.

Росомахой становится депрессивный неудачник и выпивоха Логан из другого таймлайна — согласно сюжету вселенной, герой погубил «Людей Х», из-за чего впал в немилость. Парадокс инициативу Дэдпула не оценил и отправил парочку в Вакуум — место для богом забытых героев, которое представляет собой пустыню, визуально отсылающую к «Безумному Максу». Там зритель увидит хорошо знакомых персонажей Marvel и вросший в пески логотип 20th Century Fox. В общем, метафора довольно точно описывает состояние киновселенной. Главный же вопрос — выберутся ли оттуда наши товарищи?

Marvel Entertainment/YouTube
Marvel Entertainment/YouTube
Marvel Entertainment/YouTube
Marvel Entertainment/YouTube

Чем примечательна картина?

Рассуждать о том, как устроен сюжет нового фильма про Дэдпула, по большому счету не особо увлекательно. Если вы плохо знакомы с жанром супергероики, но прочитали синопсис (и поняли, что такое мультивселенная) — нарратив вряд ли покажется вам слишком запутанным. Напротив, путь из точки «А» в точку «Б» — ну или попадание в Вакуум и выход из нее — зрелище довольно линейное и неожиданными поворотами не насыщенное. Зато с первых минут авторы приготовили зрителям постмодернистский пирог размером с ростовую куклу Хью Джекмана. И пасхалок в нем действительно много.

Мы видим энное количество комиксных версий Росомахи и Дэдпула, ряд неожиданных камео (обойдемся без спойлеров, но скажем, что на пути встретятся Генри Кавилл, Ченнинг Татум, Крис Эванс, Уэсли Снайпс и др.) и несколько довольно «жирных» отсылок к другим картинам не только вселенной MCU. В общем, «Дэдпул» остается «Дэдпулом» со всей своей гиковской наполненностью, уже не такими частыми, но все еще грязноватыми шутками и постоянными сломами четвертой стены. При этом самое забавное то, что Рейнольдс вполне открыто проговаривает — от франшизы не стоит ждать ничего нового.

Дэдпул иронично указывает на то, что Disney будет эксплуатировать героя, пока тому не стукнет 90 лет. Ко всем прочему, в начале фильма он буквально выкапывает останки Росомахи из-под земли — художественный троп описывает любовь студии к чрезмерной ностальгии и воскрешению забытых персонажей. И если вы думаете, что этот сплошной метакомментарий и попытки в самокритичность сглаживают углы, то нет. «Дэдпул и Росомаха» кажется довольно вторичной фансервисной лентой, которая, помимо камео, отсылок и чертовски харизматичных хедлайнеров, ничем не удивляет. Но money talks, как говорится.

Marvel Entertainment/YouTube
Marvel Entertainment/YouTube
Marvel Entertainment/YouTube
Marvel Entertainment/YouTube

Почему «Дэдпул и Росомаха» бьет рекорды, несмотря на явные недостатки?

История про саркастичного наемника, если пропустить первый кроваво-ироничный слой, стала актуальным высказыванием на тему того, насколько скоротечен век супергероев. Есть персонажи-якори (так их называют в фильме), на которых держится вселенная, есть и второстепенные герои — их отправляют в утиль (т. е. Вакуум) белые голливудские воротнички (они же сотрудники УВИ). При этом  «Дэдпулу и Росомахе» при всей симпатичности не удается прикрыться остросоциальным комментарием в оболочке ностальгического роуд-бадди-муви.

Disney выпустили неплохую эксцентричную экшен-комедию, которая, с одной стороны, приятно удивит олдскульных фанатов комиксов, но с другой, — останется марвеловской бравадой о том, что они сняли коммерческий хит с рейтингом R. В Entertainment Weekly справедливо назвали проект «карнавалом шуток и самоотсылок», лишенным драмы и сюжетной креативности. При этом в издании предрекли новому «Дэдпулу» миллиардные сборы. Такого же мнения, к слову, придерживаются и другие западные аналитики — по их мнению, наемник имеет все шансы догнать «Джокера» Тодда Филлипса, также промаркированного возрастным ограничением.

При этом глобальный успех «Дэдпула и Росомахи», о котором можно смело говорить после первых выходных, — это результат кропотливой работы отдела маркетинга. На раскрутку картины студия выделила внушительные $100 млн, хотя производственный бюджет проекта составил $200 млн. Во главу инфошумихи вокруг ленты встали, конечно, Рейнольдс и Джекман. Помимо постоянной активности в соцсетях и вытекающих мемов, их герои интегрировались в рекламные ролики и посты мировых брендов.

Среди маркетинговых партнеров можно вспомнить Heinz (кетчуп и горчица сочетаются с цветами костюмов героев), Heineken («лучше пить пиво, чем драться», — утверждают герои в промо), Microsoft (выпустили эксклюзивную линейку Xbox с Дэдпулом и Росомахой), Fortnite (разработчики добавили в игру облики супергероев, а также разные скины). Кроме того, Рейнольдс и Джекман заколлабились с шефом Гордоном Рамзи, приготовив вместе чимичангу, приложили руку к созданию красно-желтых кроссовок Adidas, и даже стали подкастерами благодаря сотрудничеству со Spotify.

Во время мирового пресс-тура Рейнольдс и Джекман посетили десятки стран с разными активностями: южнокорейцев, они порадовали участием в клипе K-Pop группы Stray Kids, а немцев — присутствием на Евро-2024. Наконец, они не забыли и про социальную миссию — в одном из роликов актеры, рассуждая о пролитых литрах бутафорской крови, привлекли внимание к важности донорства. В общем, скрыться от промо-кампании «Дэдпула и Росомахи» практически невозможно, а значит, сбор $1 млрд в прокате — лишь вопрос времени.

Marvel Entertainment/YouTube
Marvel Entertainment/YouTube
Marvel Entertainment/YouTube
Marvel Entertainment/YouTube
Никита Прунков