общество

В России подорожают почти все продукты. С чем это связано и чего ждать покупателям?

Эксперты считают повышение цен обоснованной и вынужденной мерой
Белкин Алексей/Бизнес Online/ТАСС
Белкин Алексей/Бизнес Online/ТАСС

Производители продуктов питания предупредили ритейлеров о грядущем повышении закупочных цен на 5-40%. Ожидается, что сильнее всего вырастут цены на кондитерские изделия популярных в России производителей Mars, Ritter Sport, «Дымка» и «Славянка». Также подорожание затронет молочную продукцию, пивные напитки и хлеб. В нашем материале рассказываем, какая продукция подорожает и как это отразится на обычных покупателях.

Какие именно продукты подорожают?

Повышение закупочных цен ожидается уже в ближайшее время — производители предупредили, что это произойдет в августе-сентябре текущего года. Так, больше всего вырастут цены на кондитерскую продукцию Mars, Ritter Sport, «Дымка» и «Славянка», которым принадлежат такие торговые марки, как Mars, Snickers, Twix, Bounty, Milky Way, M&M's, Skittles, Dove, «А. Коркунов», Juicy Fruit, Rondo, «Степ», «Обыкновенное чудо», «Лёвушка» и др.

Также цены поднимут производители молочной продукции «Вимм-Билль-Данн» («Домик в деревне», «Чудо», «Агуша», «Имунеле», «Мажитэль», BioMax, «Ламбер», «Веселый Молочник» и др.), Viola (Viola, Laplandia, «Слобода»), «Экомилк», Health & Nutrition (бывший Danone, бренды «Простоквашино», «Даниссимо», «Петмол», «Тёма», «Растишка», «Bio Баланс», «АктиБио» и др.), «Милком» («Село Зелёное», «Молочная река», «Топтыжка» и др.), «Пискаревский молзавод».

Кроме того, подорожают хлебобулочные изделия компании «Каравай», и продукция производителей пива и пивных напитков «Балтика» («Балтика», Holsten, Zatecky Gus, Flash, «Невское», «Арсенальное», «Дон», «Ярпиво» и др.) и AB InBev Efes (Efes Pilsener, BUD, Hoegaarden, Velkopopovický Kozel, Spaten, Beck’s, Löwenbräu, Brahma, Essa, Bon Season, «Клинское», «Белый медведь», «Старый Мельник», «Сибирская корона», «Золотая бочка» и др.).

С чем связано повышение цен на продукты?

Президент Ассоциации фермеров Ленинградской области Михаил Шконда в беседе с «Постньюс» рассказал, что у большинства сельхозпроизводителей нет запаса прочности, поскольку повышения закупочных цен давно не происходило — даже когда розничные сети повышали стоимость продуктов на полке, входной ценник от производителя оставался прежним. Большинство из них, по словам эксперта, давно живут «либо за счет субсидий, либо в ноль».

Сейчас, добавил Шконда, появился дефицит сотрудников, и компании вынуждены повышать зарплаты, чтобы найти людей. Помимо этого, растут затраты на содержание и обслуживание хозяйств, транспортные расходы, а также закупку запчастей для техники и горюче-смазочных материалов.

Аналогичное мнение в разговоре с «Постньюс» высказал и зампредседателя правления ассоциации «Руспродсоюз» Дмитрий Леонов.

Достаточно проанализировать данные Росстата, чтобы увидеть несопоставимость заработка предприятий пищевой промышленности и аграриев по сравнению с розничной торговлей.

Дмитрий Леонов, заместитель председателя «Руспродсоюза»

Он пояснил, что сейчас корректировка цен происходит исходя из объективных рыночных факторов: значительного увеличения себестоимости, удорожания логистики, упаковки, рабочей силы и прочих материально-технических ресурсов. В этом году, добавил Леонов, многие компоненты подорожали на десятки процентов, поэтому повышение отпускных цен необходимо для поддержания рентабельности.

Сами компании действительно уже предоставили сетям обоснование грядущего повышения. Так, компания Viola указала, что часть упаковочной пленки подорожала на 12%, а расходы на логистику — на 16–30%. Завод «Балтика» заявил, что бутылки для пива подорожали на 8%, а алюминиевые банки — на 25%.

Кондитерские изделия напрямую зависят от цен на какао, которое в последнее время резко подорожало из-за засухи в Западной Африке, что привело к снижению объемов производства. Так, представители Ritter Sport собираются повысить закупочные цены на линейку Extra Cacao на 40% уже к 1 сентября. Производитель Mars планирует увеличить стоимость шоколадок Dove и «Коркунов» на 19% с 9 сентября, а конфеты Skittles без какао подорожают на 13%.

Компания «Славянка», занимающаяся выпуском кондитерской продукции, указала на то, что необходимые для производства жиры в некоторых случаях подорожали на 50%, сухие молочные продукты прибавили — на 20%, а стоимость муки выросла на 30%.

Насколько сильно вырастут цены на продукты питания в магазинах?

Михаил Шконда склоняется к тому, что, скорее всего, розничные сети будут вынуждены также повысить цены вслед за ростом закупочных. Он отметил, что подорожания продуктов происходили и до этого, поскольку ритейлеры тоже испытывают кадровые проблемы и в магазинах буквально некому работать.

По словам президента Ассоциации фермеров Ленобласти, исправить эту ситуацию можно путем автоматизации всех производственных процессов за счет предоставления компаниям дешевых кредитов. Это позволит быстро переоборудовать линии, высвободить человеческий ресурс и в перспективе снизить цены на товары на полках.

Дмитрий Леонов, в свою очередь, рассказал, что поставщики не могут просто так повысить отпускные цены — они должны предоставить розничной сети развернутое обоснование и подтверждение роста затрат на производство. Необоснованное повышение цен ритейлер попросту не примет, пояснил Леонов, однако бывает такое, что изменение цены от поставщика розница не приняла, а конечную стоимость повысила.

Сейчас, заключил эксперт, торговые сети должны вслед за поставщиками снижать собственную наценку, чтобы избежать резкого роста цен товаров на полке.

Стоит ли покупателям готовиться к дефициту продуктов?

Дефицита ожидать точно не стоит, поскольку мы производим больше продуктов, чем потребляем. Возможно, на какое-то время определенные товары могут стать недоступны для ряда категорий покупателей. Но Шконда подчеркнул, что многие компании стараются индексировать зарплаты, поэтому баланс между ростом цен и доходом граждан будет соблюден.

Сейчас на рынке нет дефицита продуктов — он наблюдался весной из-за возвратных заморозков, однако многие хозяйства преодолели кризис. Поэтому сейчас бояться пустых полок точно не нужно, однако готовиться к тому, что большая часть привычных продуктов в магазинах подорожает, стоит.