жизнь

Две трети таксистов могут лишиться работы. Почему и что ждет отрасль?

Эксперты считают, что закон нужно существенно доработать, поскольку сейчас он учитывает интересы только агрегаторов такси и водителей-мигрантов
Олег Елков/ТАСС
Олег Елков/ТАСС

В России уже с 1 сентября вступают в силу новые требования к таксистам. Из-за них эксперты предрекают существенный дефицит водителей и, как следствие, рост цен для пассажиров. Разбираемся, как будет работать новый закон, почему он пока что далек от идеала и к чему готовиться обычным людям.

Какие требования к таксистам вступают в силу с 1 сентября?

С 1 сентября 2024 года в России вступают в силу новые требования к таксистам, которые могут серьезно повлиять на рынок пассажирских перевозок. Ключевым изменением станет обязательное наличие полиса ОСГОП (Обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика) у всех водителей такси. Сотрудники Госавтоинспекции получат полномочия проверять наличие этого документа, а его отсутствие станет основанием для приостановки разрешения на перевозку пассажиров.

Что такое ОСГОП?

ОСГОП — это страховой полис, который покрывает расходы по возмещению вреда имуществу, жизни и здоровью пассажиров в случае происшествий. Подобный документ был необходим, чтобы создать единые условия и процедуры получения компенсации для пассажиров такси. Согласно Федеральному закону № 278-ФЗ от 24.06.2023, такая страховка становится обязательной для всех таксистов.

При этом полис ОСГОП будет дополнять уже существующий спецполис ОСАГО, а не заменять его. Работа без нового полиса будет запрещена, и за нарушение этого требования предусмотрены серьезные штрафы: для должностных лиц — от 40 до 50 тыс. руб., а для юридических лиц — от 500 тыс. до 1 млн руб.

По данным агрегаторов, в сфере такси сейчас работают около 2,5 млн человек. Из них 1,5 млн — это самозанятые водители, а остальные сотрудничают с таксопарками. Однако статистика Минтранса показывает, что среди самозанятых водителей разрешение на деятельность получили только 21 тыс. человек, что составляет лишь 1,5% от их общего числа. Среди работников таксопарков ситуация лучше: разрешение имеют около 600 тыс. человек, что составляет 60% от их числа (преимущественно, это водители из Москвы). В итоге только 25% всех водителей такси на сегодняшний день имеют необходимое разрешение на работу.

Почему так много водителей до сих пор не получили документы?

Ситуация с оформлением необходимых документов для работы в такси остается сложной для многих водителей. Основная причина заключается в том, что для получения полиса ОСГОП необходимо иметь разрешение на работу в такси, которое, в свою очередь, требует выполнения ряда условий.

Первый зампред комитета Госдумы по контролю Дмитрий Гусев пояснил «Постньюс», что сложность попадания в реестр заключается в том, что водителям необходимо соответствовать критериям, которые установлены ФЗ-580 «О такси». Некоторые из них, по его словам, просто невыполнимы.

Если в Москве и в крупных городах можно организовать ежедневные медосмотры и техосмотр, хотя бы формально, то в малых инфраструктура для этого вообще не приспособлена.

Дмитрий Гусев, первый зампред комитета Госдумы по контролю

Это «Постньюс» подтвердил и председатель АНО «Союз пользователей цифровых платформ "Цифровой мир"» Валерий Корнеев. По его словам, в России сейчас попросту не существует медучреждений или отдельных врачей, которые могут каждый день осматривать каждого таксиста и ставить ему штамп в путевой лист.

Также существенное препятствие — это требование о перекраске автомобиля в цвета, установленные в конкретном регионе. Например, в Москве это белый цвет с желтой полосой. Для многих водителей, особенно тех, кто работает в такси в качестве подработки на личных машинах, такое требование, мягко говоря, затратно и бессмысленно.

Еще одна проблема — позиция некоторых крупных агрегаторов такси. По словам Антона Шапарина, вице-президента Национального автомобильного союза, некоторые компании активно продвигают идею о том, что новый закон требует изменений. Это связано с тем, что такие агрегаторы работают по модели сервиса аренды автомобилей, что позволяет им избегать ответственности перед водителями, а водителям — перед пассажирами.

В чем еще проблемы с текущей редакцией закона?

Текущая редакция закона о такси вызывает серьезные опасения у представителей отрасли и общественных организаций. Объединение самозанятых России обратилось к председателю правительства РФ Михаилу Мишустину с предложением внести изменения в ФЗ-580 «О такси». Основная проблема заключается в том, что действующие требования закона фактически делают невозможной работу самозанятых таксистов в отрасли легковых перевозок.

Игорь Жмакин, глава Объединения самозанятых России, в своем обращении заявил, что по его мнению, закон, изначально созданный для защиты интересов граждан России, на практике работает только в интересах большого числа мигрантов.

Жмакин пояснил, что в России сложились два основных типа таксистов: водители, арендующие автомобили в таксопарках, и самозанятые на личных автомобилях. Арендой чаще пользуются мигранты, для которых это один из самых простых способов заработка, не требующий высокой квалификации.

Однако действующий закон создает условия, при которых самозанятым гражданам становится практически невозможно легально работать в такси. Это может привести к тому, что значительная часть рынка такси будет монополизирована крупными таксопарками, которые фактически выступают в качестве пунктов проката автомобилей, зарабатывая на сдаче их в аренду.

Как изменится рынок такси с 1 сентября — поездки подорожают?

Как мы уже говорили, вступление в силу новых правил может привести к уходу с рынка значительной части водителей, особенно самозанятых.

Эксперты прогнозируют, что это может привести к дефициту водителей на рынке такси, что, в свою очередь, повлечет за собой повышение цен на поездки. Увеличение стоимости услуг такси будет обусловлено несколькими факторами:

  • затраты на оформление ОСГОП: водители будут вынуждены включить стоимость нового обязательного страхования в цену поездок;
  • сокращение конкуренции: уход с рынка части водителей может привести к снижению конкуренции и, как следствие, к росту цен;
  • увеличение времени ожидания: из-за возможного дефицита водителей может увеличиться время ожидания такси, что также может повлиять на стоимость услуг.

Однако точный масштаб повышения цен пока трудно предсказать. Многое будет зависеть от того, как рынок адаптируется к новым условиям и какие меры предпримут агрегаторы такси и таксопарки для сохранения конкурентоспособности своих услуг.

При этом сами агрегаторы настроены более оптимистично: представители «Яндекс.Такси» считают, что никакого резкого оттока водителей после 1 сентября не будет — после вступления закона в силу у водителей будет еще 60 дней на покупку полиса. Также в компании добавили, что страховые компании в целом пока что не продают полисы ОСГОП — их можно будет купить после 1 сентября.

Что можно сделать, чтобы решить проблему с такси?

Решить проблему поможет отсрочка введения ОСГОП, что даст водителям и компаниям больше времени для адаптации. Также эксперты предлагают упростить процедуру получения разрешения на работу в такси для российских граждан, подрабатывающих в агрегаторах такси на своих автомобилях.

Отчасти спасти рынок такси поможет снижение комиссии агрегаторов: если снизить ее хотя бы до 15% (сейчас, например, у «Яндекса», комиссия в среднем составляет 20%, еще дополнительную комиссию может устанавливать автопарк) , это сделает работу в такси более привлекательной для водителей. Стоит отменить бумажные путевые листы и требования к цвету автомобиля, а также ввести гибкие тарифы ОСГОП, которые позволят покупать полис на короткий срок.

Анастасия Мельник