жизнь

В предпоследний путь: что такое гроботерапия и зачем людям прижизненные похороны

Услуга набирает все большую популярность в России, несмотря на высокую стоимость и спорные результаты
Кирилл Кухмарь/ТАСС
Кирилл Кухмарь/ТАСС

В России набирает популярность гроботерапия — по сути, это прижизненные похороны, которые организуют специализированные компании. Заказчика могут забрать из квартиры в специальном черном мешке для трупов и по желанию даже закопать в могилу. В конце обычно проходят поминки, на которых присутствует сам человек.

Однако далеко не все считают эту услугу безопасной и законной — так, православные активисты уже потребовали запретить «хоронить» живых людей, поскольку, по их мнению, это оскорбляет чувства верующих. Вместе с православными священниками и психологами разбираемся, допустима ли гроботерапия и действительно ли она может помочь людям.

Что такое гроботерапия?

Это метод шоковой психотерапии, при котором для живого человека под ключ организуют полную имитацию его похорон. В одной из компаний, оказывающих такие услуги, «Постньюс» рассказали, что в зависимости от пожеланий заказчика сценарий процедуры может меняться. Так, например, человека могут забрать прямо из дома в специальном черном мешке, в которых обычно транспортируют трупы. Затем клиента отвозят в имитированный морг для подготовки к «похоронам»: сначала его омывают, после чего реальный танатопрактик наносит грим.

Далее клиента перемещают в гроб и поднимают в «зал для прощания», где его «провожают в последний путь» близкие и друзья, а затем, если человек этого хочет, его могут отвезти на кладбище и даже закопать в могилу. В конце, как правило, проходят поминки, на которых все участники действа делятся впечатлениями об увиденном. При этом представитель компании отметил, что с клиентом всегда работает психолог как до начала гроботерапии, так и после. Кроме того, он подчеркнул, что если в процессе что-то идет не так, процедуру моментально прерывают.

Стоят такие услуги недешево — в среднем их стоимость составляет порядка 150 тыс. руб. В компании, в которую обратилась редакция «Постньюс», ценник колеблется от 140 до 160 тыс. руб. в зависимости от выбранного сценария похорон.

Зачем люди прибегают к гроботерапии?

Психолог Тина Никонова в беседе с «Постньюс» рассказала, что к такой процедуре обычно прибегают люди, которые недовольны жизнью и перестали получать от нее удовольствие. Они надеются, что, столкнувшись со смертью буквально лицом к лицу, начнут больше ценить жизнь и замечать радостные моменты.

Психолог Надежда Шукшина, в свою очередь, считает, что гроботерапию могут использовать в трех случаях. Первый — при желании побороть страх смерти. Второй — чтобы справиться с депрессивным состоянием, апатией, потерей смыслов: таким образом люди рассчитывают «встряхнуться» и увидеть новые смыслы в жизни. И третий — для удовлетворения адреналиновой зависимости, когда человеку просто хочется острых ощущений.

Гроботерапия действительно помогает начать ценить жизнь?

Тина Николова полагает, что некий исцеляющий эффект достигается не благодаря волшебным свойствам гроботерапии — по ее мнению, это просто нормальная реакция сознания на сильнейший стресс.

Во время процедуры человека помещают в гроб, порой даже забивают крышку и опускают в могилу — это все очень травмирующий опыт для психики, поскольку он включает глубинные базовые страхи. Когда человек сначала оказывается в стрессовой ситуации, а потом возвращается в привычную, он будет чувствовать некую эйфорию, объяснила Николова.

Может ли гроботерапия еще больше навредить психике?

Надежда Шукшина считает, что побочные эффекты от такой «терапии» могут быть: например, у человека может развиться клаустрофобия или же она запустит панические атаки. Кроме того, у людей с определенными особенностями здоровья могут развиться сердечно-сосудистые заболевания и неприятные расстройства соматического характера.

Она отметила, что при любых нестабильных состояниях человеку лучше обратиться к специалисту — например, для лечения депрессии есть другие методы, гораздо более эффективные и менее рискованные. Со страхом смерти также можно справиться с помощи психотерапии — по словам Шукшиной, он очень хорошо прорабатывается. Кроме того, добавила психолог, тема смерти может быть очень ресурсной, продуктивной, дающей энергию и смыслы.

В случае с адреналиновой зависимостью ситуация еще хуже. Гроботерапия, пояснила Шукшина, не излечивает ее, а просто «льет воду на мельницу» аддикции — по сути, это просто увеличение дозы.

Что дальше человеку понадобится, вообще сложно себе представить. Это как с алкоголизмом, когда человеку нужно постоянно увеличивать дозу и в какой-то момент он допивается до галлюцинаций и других пугающих состояний. При адреналиновой зависимости увеличивать интенсивность психоэмоционального воздействия — путь к еще более рисковым и опасным для здоровья.

Надежда Шукшина, психолог

Психолог Тина Николова пояснила, что эйфория от гроботерапии — сугубо временное явление, а в дальнейшем человек может столкнуться с еще большими проблемами, нежели у него были до «похорон». Психолог отметила, что люди со здоровой психикой не пойдут на эту процедуру, поскольку у них попросту нет в этом потребности. По мнению Николовой, основные клиенты гроботерапии — люди с проблемами, которые изначально ослаблены и не могут справляться с жизненными проблемами.

У него и так мало ресурсов, он и так весь в этих своих проблемах, с которыми не может справиться. И тут мы помещаем этого человека в еще более стрессовую ситуацию, где он переживает некую шоковую терапию.

Тина Николова, психолог

Такая «терапия», добавила психолог, может спровоцировать эпилептический припадок, а также стать триггером для проявления шизофрении, которая до поры до времени была скрыта. Кроме того, в будущем у человека могут начаться сильные панические атаки, а также развиться пограничное состояние или даже психиатрическое заболевание.

Гроботерапия правда оскорбляет чувства верующих?

Священник Давид Бобров в разговоре с «Постньюс» выразил мнение, что человек, который будет лежать в фейковой могиле и переживать прижизненные похороны, после этого может начать относиться к смерти более пренебрежительно.

Если эти люди готовы приглашать фейковых священников, потому что настоящий священник точно не пойдет на такое, то в таком случае эти люди... У них нет ничего святого.

Давид Бобров, православный священник

По мнению священника, гроботерапия — определенного рода деформация, поскольку боязнь смерти — это естественный страх. В христианстве есть предписание помнить о собственной смертности — это необходимо для того, чтобы более качественно проживать момент здесь и сейчас. По словам Боброва, человек должен понимать, что каждый его выбор влияет на душу, поскольку может стать последним.

Давид Бобров выразил мнение, что гроботерапия — просто попытка убежать от экзистенциальных вопросов или поиграть с ними, которая по итогу приведет к ухудшению качества жизни. Христианство говорит, что смерть — это не шутки: она наступит, это важно помнить всегда, и эта память о ней должна стать поводом для любви, добавил священник.

Диакон Михаил Степанков рассказал «Постньюс», что в истории церкви есть большое количество примеров, когда святые, чаще всего монахи, в своих кельях держали гроб. Одни могли использовать его для хранения продуктов, другие — как кровать. Таким способом они хранили «память смертную» — каждый день и час старались не забывать о предстоящей смерти тела и Страшном суде для души. По словам Степанкова, такая собранность помогала бороться со страстями и преуспевать в благодетелях.

Однако, отметил диакон, то, что сейчас называется гроботерапией, — это не что иное, как пагубный для человеческой души обман. За счет весьма странной практики людей пытаются убедить, что смерти и загробной жизни нет. Таким образом уничтожается уважительное отношение к кончине земного пути человека, а таинство превращается в фарс.

Не думаю, что кто-то из реального духовенства будет участвовать в подобном балагане. В житии Василия Блаженного есть эпизод, как один мошенник прикинулся мертвым, чтобы его подельник смог выжулить у святого шубу, только что ему подаренную. Василий шубу отдал на погребение «умершему», но тут же оказалось, что мошенник и вправду отошел в мир иной. С такими вещами не шутят.

Михаил Степанков, диакон

Другой вопрос, что священником себя может назвать практически кто угодно, отметил Степанков. Россия в этом плане, пояснил диакон, — одна из самых свободных стран мира, и у нас есть огромное количество «самосвятов»: раскольников, шарлатанов и откровенных мошенников. Именно для таких людей участие в гроботерапии может стать прибыльным бизнесом.

Анастасия Мельник