Пресс-служба МИД РФ/ТАСС
Пресс-служба МИД РФ/ТАСС
власть

Прощай, оружие: почему Запад не отдаст Киеву дальнобойные дроны и ракеты

Решение по предоставлению Украине нового оружия оттягивают на неопределенный срок. Британия сказала Зеленскому «нет»

Западные СМИ анонсируют скорую военную эскалацию на Украине — Владимир Зеленский подготовил «победный план» и направил его в Вашингтон. На этот раз ставка стоит на удары по российской территории дальнобойными ракетами западного производства. Тем временем в Вашингтоне пытаются охладить энтузиазм украинского лидера. В нашем материале рассказываем, как ракетный вопрос стал «эмоциональными качелями» в отношениях США и Украины.

Почему СМИ вновь заговорили о поставке дальнобойных ракет Украине?

Президент Украины Владимир Зеленский, как пишут западные СМИ, передал госсекретарю США Энтони Блинкену план нанесения дальнобойных ударов по территории России. Источники уверяют: в документе представлен «список возможных целей». О результатах киевской дискуссии глава американского дипведомства пообещал доложить Джо Байдену.

До сих пор США выступали против использования предоставленного оружия для нанесения ударов по целям в глубине России, ссылаясь на опасения, что это может привести лишь к затягиванию конфликта. Однако Вашингтон и Лондон изменили свой тон в последние дни после того, как обвинили Иран в отправке партии баллистических ракет в Россию.

11 сентября газета The Guardian со ссылкой на источники в британском правительстве утверждала, что Великобритания разрешила Украине использовать дальнобойные крылатые ракеты Storm Shadow для ударов по российским целям. Позднее The New York Times написала о готовности США снять эмбарго на использование этих ракет.

Основными целями ВСУ на территории России должны стать военные аэродромы, на которых базируются бомбардировщики, истребители и вертолеты ВКС РФ. Однако официальное подтверждение этого решения западными силами пока не поступило и, скорее всего, не поступит в ближайшее время из опасений эскалации.

Украина уже располагает дальнобойными западными средствами. Так, с 2023 года ВСУ поставляются крылатые ракеты авиационного базирования англо-французского производства Scalp/Storm Shadow, имеющие дальность не менее 300 км. Разрешение США на их использование необходимо, поскольку ракеты имеют американские комплектующие.

Весной этого года ВСУ были оснащены баллистическими ракетами американского производства ATACMS. США поставляют Украине версии с дальностью, оценочно, 160 или 300 км, которые уже применялись ВСУ по гражданским целям в Крыму. Наконец, сейчас в связи с поставкой ВСУ истребителей F-16 на повестку дня поставлен вопрос о предоставлении американских крылатых авиационных ракет JASSM, которые имеют дальность 700 км и, возможно, более. Разрешение на их использование может заключить США на правах третьей стороны российско-украинского конфликта.

За громкими заголовками американских изданий риторика официальных лиц стала более компромиссной и размытой. «Мы корректировали свои действия в зависимости от потребностей, от того, как менялась ситуация на поле боя, и я не сомневаюсь, что мы будем продолжать это делать», — заявил после визита в Киев государственный секретарь США Энтони Блинкен.

Джо Байден ранее заявил о начале работы по отмене ограничений на удары американским вооружением. Российский МИД сохранил невозмутимость. Как заявлял замглавы МИД РФ Сергей Рябков, в ведомстве действия Белого дома расценивают «элементом психологической войны». Последующие решения США по предоставлению Украине ракет дальнего действия никак не повлияют на «курс» страны, указал Рябков.

Глава МИД РФ Сергей Лавров также не придал излишней эмоциональности сложившейся ситуации. Несмотря на нагнетающие слухи в СМИ, глава дипведомства считает, что разрешение на дальнобойные удары было давно принято США, а сейчас его «пытаются покрасивее, поприличнее, поизящнее оформить в публичном пространстве».

Разрешат ли в итоге ВСУ бить ракетами вглубь России?

На прошлой неделе госсекретарь США Энтони Блинкен и глава британского внешнеполитического ведомства Дэвид Лэмми провели в Киеве переговоры с президентом Украины Владимиром Зеленским, главой МИД Андреем Сибигой и другими украинскими представителями.

Блинкен подтвердил, что вопрос о «возможном» снятии ограничений обсуждался, но, как подтвердил госсекретарь, развитие беседы должно произойти уже в Вашингтоне, где 13 сентября планировалась встреча Зеленского с Байденом. Однако позднее в администрации Белого дома решили перенести встречу на неопределенный срок.

Сначала госсекретарь Блинкен отметил, что в обсуждении вопроса о дальнобойном оружии играют роль опасения, что разрешение на его использование по целям в России может привести к эскалации. При этом, по словам Блинкена, это не единственный фактор, который следует принимать во внимание.

Вскоре свою позицию скорректировала и газета The Guardian, которая со ссылкой на источники в британском правительстве указала, что ряд ограничений все же может сохраниться — во избежание «безрассудных или ненужных» ракетных ударов.

Точку на текущем этапе переговоров с Киевом поставил премьер-министр Великобритании Кир Стармер. Зеленский так и не дождался аудиенции с Байденом, как Стармер опередил его, публично заявив об отказе Киеву в использовании западного оружия для ударов вглубь России.

Во время встречи в Белом доме с президентом Байденом Украине не будет дано разрешение на использование западных ракет для нанесения ударов по авиационным и ракетным базам на территории России

Кир Стармер, премьер-министр Великобритании

Стармер указал на то, что вместе с американским президентом они уделят внимание только стратегическим темам, тогда как решение о расширении возможностей применения ракет Storm Shadow является «тактическим». При этом окончательное решение по данному вопросу украинскому президенту Владимиру Зеленскому «будет озвучено позже».

Сергей Бобылев/ТАСС
Сергей Бобылев/ТАСС

Зеленский планирует вернуться к обсуждению о смягчении ограничений на поставки оружия в разговоре с президентом США Джо Байденом, рассчитывая на его аудиенцию в рамках Генеральной Ассамблеи ООН в конце этого месяца. Однако пресс-секретарь Белого дома Карин Жан-Пьер пока отказалась подтверждать встречу лидеров в рамках недели Генассамблеи.

«К сожалению, это зависит не от моего оптимизма, а от их оптимизма», — признался Зеленский журналистам.

Тем временем другие члены администрации Байдена, включая министра обороны Ллойда Остина, выразили свое нежелание идти на эскалацию конфликта. Во время встречи с руководителями оборонных ведомств на авиабазе Рамштайн в Германии Остин заявил журналистам, что ни одно конкретное оружие не изменит ситуацию в войне с Россией.

Как еще Запад пытается урегулировать российско-украинский конфликт?

Дискуссия о расширении возможностей действий ВСУ совпала с новыми мирными инициативами, исходящими от Германии. В немецких СМИ писали, что канцлер Олаф Шольц на фоне бедственного положения немецкой экономики, оставшейся без дешевых российских энергоресурсов, разработал план, предусматривающий скорейшее прекращение конфликта.

В настоящее время Германия занимает второе после США место по объему оказываемой Украине военной помощи. Но при этом немецкое правительство старательно избегает ситуации, в которой оно могло бы выглядеть инициатором эскалации военных действий в Украине. Поэтому крылатые ракеты большой дальности TAURUS, о которых Киев официально попросил Берлин еще в мае прошлого года, на Украину поставлены не будут.

Официальный представитель канцлера ФРГ из раза в раз повторяет три принципа, которыми руководствуется Берлин при оказании военной помощи Киеву: Германия поставляет столько, сколько может, то, что нужно Украине, и — главное — в тесном согласовании и кооперации со своими западными партнерами, в первую очередь, с США.

Разрешение США и Великобритании наносить удары ВСУ по территории России, безусловно, подорвет стремления Берлина вывести конфликт на этап переговоров. Немецкий военный эксперт Ральф Тиле прямо заявил, что на подрыв любых мирных инициатив сейчас Киев направил большие ресурсы.

Зеленский ведет против Германии информационную войну, чтобы заставить ее поставить оружие большой дальности, считает он. «Фактически он хочет иметь фактор нашего участия в этой войне. Это противоположно интересам, которые я, как политик Германии, должен иметь. Я должен заботиться о благополучии, процветании и здоровье нашего народа. Я не хочу, чтобы Германия была вовлечена в войну против России», — заявил Тиле.

Иван Коновалов