Laurent Cipriani/AP/TASS
Laurent Cipriani/AP/TASS
СВО

Мир на Украине: почему переговоры сейчас невозможны

Разговоры об условиях установления мира набирают популярность, но Россия остается непреклонна перед идеями Запада

Мир устал от боевых столкновений, и, кажется, когда Израиль стал инициатором военной эскалации на Ближнем Востоке, мобилизовав не только свои силы, но и Запада, прото-участники военных действий на Украине стали предлагать конкретные шаги для приведения общемировой ситуации к урегулированию. Канцлер ФРГ Олаф Шольц предлагает «немецкий план», думая об обмене территорий на членство Украины в НАТО. Республиканцы в США ориентируются на российскую позицию и невольно поддакивают ей, подразумевая нейтральный статус Украины.

Мы погрузились в демагогию о мирных переговорах и попытались разобраться, кого какой мир устраивает и где находятся точки соприкосновения.

Чего требует Зеленский?

Западные СМИ пишут об изменении настроений в украинской верхушке на фоне неудач в боевых действиях в Донбассе. Потери мощностей электрогенерации и ограниченные собственные ресурсы «меняют настроение» украинских властей в сторону урегулирования конфликта с Россией.

Financial Times отмечает, что «за закрытыми дверями» в Киеве уже ведутся разговоры о возможной сделке с Москвой, в условия которой войдет сохранение Россией контроля над новыми территориями. При этом официально «суверенитет РФ над ними не будет признан», а остальная часть страны вступит в НАТО и предоставит гарантии безопасности. Газета уточняет, что Запад может дать зеленый свет вступлению Киева в Североатлантический альянс, но, хоть президента РФ Владимира Путина и можно пригласить к переговорному процессу, одним из ключевых требований его мирной программы служит именно отказ Украины от присоединения к НАТО.

В политических кругах международного обозрения Украины настроения также меняются. Так, новый глава МИД Андрей Сибига чаще говорит о вопросе разрешения конфликта через территориальные компромиссы. А на Западе уже думают о «большой сделке», которая могла бы устроить Украину, учитывая текущую ситуацию на фронте и сокращение финансовой помощи. Отметим, что в сентябре Киеву досталось лишь €10 млн, что стало абсолютным антирекордом с начала СВО.

В сентябре США пытались поставить на повестку Генассамблеи (ГА) ООН «план победы» президента Украины Владимира Зеленского, который в том числе включал и условия по урегулированию конфликта. По данным Bloomberg, для победы Украине нужно вступить в НАТО и ЕС, заключить соглашения в области экономики и безопасности, а также продолжать получать военную помощь. Зеленский попытался продвинуть эту идею администрации президента США Джо Байдена, но не получил поддержки из-за чего акценты ГА ООН были смещены. Киев также апеллирует к «формуле мира», которая подразумевает заключение мира на принципах 1991 года, когда Крым, ДНР, ЛНР, Запорожская и Херсонская области не были в составе России. Москве такой вариант не подходит, при этом Зеленский еще летом исключал какие-либо территориальные уступки.

Тем не менее Зеленскому приходится потокать тенденциям Запада. Сквозь чистки своего окружения он постепенно пришел и к изменению риторики от категорического «нет» к допущению диалога с Москвой напрямую. Украина намерена организовать мирный саммит к концу 2024 года и даже выразила желание пригласить на него российских представителей. Ранее Зеленский заявил, что видит шансы завершения конфликта уже в следующем году.

В Москве при этом отмечали, что не доверяют заявлениям о возможности переговоров, и призывали дождаться разъяснений. Однако конкретных предложений не последовало. Со своей стороны помощник президента РФ Николай Патрушев предположил, что заявления Киева являются лишь тактической уловкой с целью добиться передышки.

О чем можно договориться с Западом?

Тучи рассеиваются, но смягчение повестки в Европе не получило поддержки в посольстве США в РФ, где придерживаются твердого «нет» в ответе на вопрос, готов ли Вашингтон вести двусторонние переговоры с Москвой по украинскому кризису без самого Киева. При этом в посольстве отметили важность контакта стран в кризисный период. «Мы стараемся держать дверь открытой для лучшего будущего, особенно в плане связей между американцами и россиянами», — заявили в посольстве.

Тем временем правящая коалиция в США в преддверии выборов делает акцент на том, что власть их оппонентов — республиканцев — может ознаменовать губительное поражение Украины. Это не представляется как главное противоречие двух партий, но лидер республиканцев Дональд Трамп регулярно подчеркивает свои намерения решить украинский кризис «раз и навсегда», что подкупает как американцев, так и его сторонников за границей. Также Трамп готов восстановить диалог с Путиным, тогда как демократы собираются продолжать играть в молчанку.

Администрация Трампа ранее установила формулу мира, которую может реализовать для прекращения боевых действий. По словам потенциального вице-президента Джеймса Дэвида Вэнса, предлагаются создание демилитаризованной зоны, независимость Украины и ее отказ от территориальных претензий к России. Вэнс даже предложил Германии проспонсировать восстановление Украины, но и для России такой вариант развития уже может быть сигналом для того, чтобы не согласиться. Напомним, что со стороны РФ одним из ключевых требований является независимый, внеблоковый статус государства.

Запад также позволяет себе играть с риторикой вокруг украинского вопроса: на уровне заявлений лидеры выглядят менее воинственными, чем два года назад. Но поставки военной и финансовой помощи Киеву не прекратились и, скорее, не из-за миролюбивых амбиций. Достаточно обратить внимание на недавние разговоры о том, чтобы разрешить Украине бить вглубь российской территории с помощью недавно поставленных ракет ATACMS и Storm Shadow. Франция готовится к передаче самолетов Mirage 2000-5, а Нидерланды уже поделились своими F-16. И Европа таким образом плывет по течению: оружие предоставляется, деньги отправляются, но пока страны центральной части Европы готовятся к выборам, а мир завис в ожидании итогов выборов в США 5 ноября, октябрь в Европе пахнет «оттепелью». На этой неделе не состоится встреча по поддержке Украины в формате «Рамштайн». На ней должны были обсудить «план победы» Зеленского и удары по российской территории, но Джо Байден и госсекретарь Энтони Блинкен посчитали нужным остаться на родине из-за урагана «Милтон».

ALESSANDRO DELLA VALLE/POOL/EPA/TASS
ALESSANDRO DELLA VALLE/POOL/EPA/TASS

В Европе чаще говорят об инициативе со стороны Олафа Шольца. В «немецком сценарии» он предлагает оставить утраченные Киевом территории России, а Украине вступить в НАТО. Шольц держит этот план в повестке, отказывает Украине в стратегическом наступательном вооружении, но в военной помощи Украине, выражающейся в деньгах, отказать не смог, согласовав пакет в размере €600 млн.

8 октября вице-президент Еврокомиссии Марош Шефчович заявил, что основная цель ЕС — поставить Украину в выгодное положение для мирных переговоров, а также помочь Киеву на пути к членству в организации. При этом он ни разу не упомянул «победу Украины».

На чем настаивает Россия?

Пока ни один из предложенных Западом вариантов не получил отклика в России в силу несоответствия интересов. В начале июня Путин назвал условия для прекращения огня и начала переговоров с Украиной. В частности, по его словам, украинские войска должны покинуть ДНР, ЛНР, Запорожскую и Херсонскую области. «Причем обращаю внимание — именно со всей территории этих регионов в пределах их административных границ, которые существовали на момент их вхождения в Украину», — заявил Путин.

«Как только в Киеве заявят, что готовы к такому решению и начнут реальный вывод войск из этих регионов, а также официально уведомят об отказе от вступления в НАТО, с нашей стороны незамедлительно, в ту же минуту последует приказ прекратить огонь и начать переговоры», — сказал Путин. Он подчеркнул, что РФ «сделает это незамедлительно».

Россия при этом гарантирует беспрепятственный и безопасный отвод украинских частей и соединений. Глава государства подчеркнул, что Москва готова сесть за стол переговоров «хоть завтра». «Мы понимаем при этом все своеобразие юридической ситуации, но там есть легитимные власти, даже в соответствии с Конституцией», — сказал Путин, назвав таковой Верховную раду, а не представителей исполнительной власти.

Речь идет не о заморозке конфликта, а об окончательном завершении. Москва уже делала несколько «конкретных» предложений по мирному урегулированию, но в Киеве каждый раз отказывали. «Это их дело, политическая и моральная ответственность за продолжение кровопролития», — говорил Путин. При этом он также добавил, что если конфликт продолжится, то реалии на земле будут меняться и «условия для переговоров будут другими».

На нынешнем этапе условия, названные Путиным, звучат следующим образом:

  1. Нейтральный, внеблоковый и безъядерный статус для Украины;

  2. Демилитаризация и денацификация Украины;

  3. Фиксация Крыма, ДНР, ЛНР, Херсонской и Запорожской областей в статусе российских регионов;

  4. Отмена всех западных санкций.

Витиеватая формулировка «денацификация» объяснялась властями в стамбульском мирном проекте в 2022 году. Согласно документу, Украина должна принять закон о запрете нацистской идеологии в любых ее проявления. Также Украина в обмен на международные гарантии безопасности должна ограничить размер вооруженных сил, не вступать в военные союзы и не размещать на свой территории иностранный военный контингент.

Газета The New York Times, опубликовав проект стамбульского мирного договора, отмечала, что по состоянию на 15 апреля 2022 года Москва и Киев смогли договориться о закреплении нейтрального статуса Украины. Однако камнем преткновения стали вопросы дальности вооружений и стран-гарантов безопасности Украины.

Путин подтвердил, что Украина парафировала проект договора в Стамбуле и была готова принять условия России о денацификации, так как руководитель переговорной группы со стороны Украины поставил подпись под выдержкой из соглашений. По словам президента, сторонам удалось достичь многих совместных договоренностей для урегулирования конфликта мирным путем. В итоге переговорный процесс был сорван по совету экс-премьера Великобритании Бориса Джонсона, о чем ранее утверждал лидер фракции «Слуга народа» в Верховной раде Давид Арахамия, возглавлявший украинскую переговорную делегацию.

Иван Коновалов