На задворках авангарда: о чем фильм «Филонов»?
19 октября документальный фильм «Филонов» о художнике-авангардисте Павле Филонове показали на фестивале «КАРО.Арт» в Москве. Док можно увидеть 27 октября в Санкт-Петербурге, Красноярске и Новосибирске. Авторы картины с помощью графики и нейросетей «оживили» деятеля искусства и воссоздали интервью с ним. Мы посмотрели картину и подробнее рассказываем о ней и о творчестве Филонова.
Что происходит в фильме «Филонов»?
Павел Филонов отличается от остальных художников-авангардистов XX века. В отличие от его современников Казимира Малевича, Владимира Татлина и Василия Кандинского, которые известны по всему миру, Филонов знаком по большей части лишь искусствоведам.
Впрочем, российские и иностранные специалисты-«филоновцы» — это главные герои фильма. Среди них Евгения Петрова (Русский музей), Андрей Сарабьянов (историк искусства, исследователь живописи русского авангарда), Ирина Пронина (старший научный сотрудник Государственной Третьяковской галереи). Они пытаются разгадать загадку творчества Филонова и объяснить, почему он остался неизвестным и «пропущенным».
Еще один герой фильма — это сам Филонов. Авторы ленты «оживили» художника с помощью технологии deepfake — фотореалистичного объединения изображений с помощью нейросети — и дали ему слово. Он сам обращается к зрителям с экрана и рассказывает о своей жизни.
Что такое аналитическое искусство?
Так называется метод, который придумал и развивал Филонов. Он с трудом поступил в Петербургскую Академию художеств, но спустя два года ушел оттуда, потому что был твердо уверен в своем художественном стиле и считал, что самостоятельно будет его развивать. В своем направлении Филонов отталкивался от кубизма и обогащал его с помощью принципа «от частного к общему». Свои идеи он задекларировал в нескольких манифестах, которые в то время активно выпускали художники.
Филонов считал себя гениальным и отказывался продавать свои работы (за небольшим исключением), аргументируя это тем, что все картины он завещает потомкам.
Все мои работы, являющиеся моей собственностью, я берег годами, отклоняя многие предложения о продаже их, берег с тем, чтобы подарить партии и правительству, с тем, чтобы сделать из них и из работ моих учеников отдельный музей или особый отдел в Русском музее, если партия и правительство сделают мне честь — примут их.
一 Павел ФилоновОн практически не работал на заказ, потому что у него не получалось рисовать, ориентируясь на чьи-то правки. Например, ткачиху-ударницу художник изобразил бабушкой, а не молодой женщиной, как, в частности, на картинах Александра Дейнеки. В своем творчестве Филонов шел вразрез и с коллегами-авангардистами, и с линией партии, которая вскоре начала обвинять художников в формализме и поворачивать в сторону куда более понятного соцреализма. Поэтому при жизни Филонов так и не дождался собственной выставки.
После смерти художника в 1941 году его работы унаследовали сестры и частично передали в дар Русскому музею. Однако картины Филонова оставались в условной серой зоне и не были официально признаны, поэтому не были внесены в каталоги. В 1970-х годах на Западе стал популярным русский авангард, поэтому работы Филонова получили внимание на подпольных рынках, были незаконно вывезены за границу и выкуплены парижским Центром Жоржа Помпиду. Только спустя несколько десятилетий, в 2000 году, Русскому музею удалось вернуть похищенные картины. Именно там и в Третьяковке сейчас находится большая часть работ Филонова, за редким исключением его картины хранятся в частных коллекциях. Они так и не получили мировую известность, поэтому до сих пор художник, придумавший свой метод и повлиявший на живопись, остается малоизвестным.
Какой получилась картина?
Фильм будет интересен и тем, кого привлекает личность Филонова, и тем, кто еще не знаком с художником. В картине искусствоведы попытались разгадать тайну его творчества и дать зрителю подсказку для понимания работ. При этом они сами считают, что это полностью невозможно, и сравнивают картины художника с тайным садом, в котором есть калитка, но отсутствует ключ, поэтому туда практически нельзя попасть.
При этом в самом фильме нет сложной терминологии или отсылок к другим течениям. Перед зрителями предстают увлеченные люди, которые с горящими глазами рассказывают о художнике и заражают энтузиазмом. Но кажется, что самого дипфейк-Филонова в фильме мало, и хотелось бы потратить больше экранного времени на дневниковые записи художника. При этом создатели ленты дают зрителям возможность больше узнать о не самой очевидной фигуре русского авангарда. Они не ограничились простым перечислением фактов из жизни художника, а добавили анализ творчества Филонова, чьи необычные яркие работы на большом экране смотрятся насыщенно.