религия

Труд и уединение: что такое монастыринг?

Разбираемся, правда ли существует такой тренд и как попасть в монастырь
Maria Moroz/Unsplash
Maria Moroz/Unsplash

В интернете часто можно встретить упоминание так называемого монастыринга. Молодые люди временно уезжают в святые места, чтобы пожить там, поработать и отвлечься от суеты. Чтобы разобраться в тренде и понять, кому он подходит, мы поговорили с диаконом, психологом, а также узнали подробности от девушки, которая ездила в монастырь трудником.

Что это за явление?

Термин появился совсем недавно. Под монастырингом понимается явление, когда человек приезжает в монастырь и остается там жить и работать на какой-то срок (это может быть как неделя, так и пара месяцев). Утверждается, что зумеры отправляются в монастырь, чтобы отдохнуть от суеты и повседневности, привести в порядок мысли, разобраться в себе и справиться с выгоранием.

Если судить по комментариям в интернете, такая практика может быть альтернативой ретритам и сессиям с психологом, которые в последнее время становятся все дороже. Монастыринг бесплатный: еда и жилье предоставляется за счет общины. Трудника лишь просят помогать по хозяйству, ходить на службу и молиться вместе с послушниками и монахами.

Однако все это вряд ли может укладываться в тренд. С таким выводом согласен и диакон Михаил Степанков. В разговоре с «Постньюс» он заявил, что термин и явление — вымышленные. «Кто и зачем придумал этот инфоповод, неизвестно. Но то, какой ажиотаж этот монастыринг вызвал, характеризует его успешный вброс», — считает Степанков.

По словам диакона, то, что сейчас окрестили монастырингом, давно было известно, но называлось иначе. «Это сейчас паломники на частных комфортабельных автобусах за день могут с десяток святых мест посетить, а раньше люди подолгу оставались в монастырях, куда пришли помолиться и поклониться святыням. Помимо паломничества существует еще и трудничество — это когда люди весь свой отпуск/каникулы проводят в монастыре, посещая богослужения и помогая по хозяйству», — поделился Степанков.

Господь говорит: «Приходящего ко Мне не изгоню вон» (Ин. 6:37). Памятуя эту заповедь, монастыри всегда становились прибежищем для нуждающихся в помощи. Если молодому человеку нужна помощь, то пусть лучше в монастырь приедет, чем пойдет лечить свое горе на дне стакана или кончике иглы.

Михаил Степанков, диакон

Как попасть в монастырь и чем там заниматься?

Трудником может стать любой желающий с 18 лет (иногда с 16 с согласия родителей). Если вы хотите отправиться в монастырь, нужно изучить информацию на сайте конкретной общины — зачастую там указаны все требования, которые в разных монастырях могут отличаться, а после позвоните по телефону. Если в монастыре будут свободные места, вам, скорее всего не откажут.

«Постньюс» поговорил с девушкой, которая в 2022 году отправилась в монастырь и провела там месяц. По словам 29-летней Светланы Р., она увидела информацию о возможности заполнить анкету и уехать работать в Валаамский монастырь. «Ранее слышала о нем [Валаамском монастыре], так как он находится на живописном острове на берегу Ладоги, но никогда не интересовалась подробнее, как добраться и где там можно остановиться. А тут отличный вариант пожить при монастыре, отдохнуть от умственного труда и потрудиться руками на свежем воздухе весной», — рассказала Светлана.

Девушка заполнила анкету, где нужно было рассказать о своих профессии и хобби, уточнить желаемый период нахождения в монастыре и назвать свою цель поездки. После положительного ответа Светлана своим ходом отправилась на Валаам. С собой девушка взяла одежду для работы (длинная темная юбка, платок, резиновые сапоги, несколько пар рабочих перчаток), вещи для похода в храм/прогулки в выходной день (светлая не цветастая длинная юбка, платок, удобная обувь — возможны кроссовки), средства личной гигиены и тапочки для похода в баню в общественные дни.

В монастыре Светлана занималась подготовкой полей и рассады. «В 9 утра нас забрасывали на поле, где мы собирали ветки, камни, лишний мусор, который мешает прополоть землю. Мужчин иногда отправляют чинить машины и технику, а женщин — перебирать картошку в подполье, но нас, молодых, всегда оставляли в поле на воздухе», — поделилась девушка.

Свободное время тоже было: Светлана и другие трудники могли гулять по скитам, посещать храмы, общаться с монахами и иноками. «Ходили ловить рыбу, посещали трудников с фермы — у них там живут коровы, альпаки и еноты. В выходные нас возили на скиты на других островках, там мы могли посмотреть отдаленные святые места схимников и пообщаться с другими монахами, понаблюдать за их укладом жизни», — рассказала Светлана.

В монастыре множество людей с тяжелыми судьбами, психическими расстройствами, зависимостями, просто люди, потерявшие свою опору в жизни. Мне удалось понять, что я достаточно сильный человек, больше любопытный ко всему трансцендентному. Я смогла задать монахам множество вопросов, которые у меня были к религии и ее искажению в привычной городской жизни. Стала лучше понимать священные тексты и суть таинств.

Светлана Р.

Что о монастыринге думает психолог?

Психолог Надежда Шукшина рассказала «Постньюс», что считает такую практику полезной для некоторых людей, например, оказавшихся в трудных жизненных ситуациях. «У меня есть онкопациенты, среди которых это довольно распространенный способ найти себе опору и поддержку. То есть люди, находясь в ситуации с высокой степенью неопределенности, беспомощности, незащищенности и уязвимости, могут выбрать такой способ решения», — рассказала специалист.

По словам Шукшиной, монастыринг — это хорошая возможность побыть наедине с собой. «К тому же жизнь в монастыре подчинена определенным ритуалам и порядку. Это очень хорошо снимает тревожность, стабилизирует состояние и помогает действительно прислушаться к своим чувствам, мыслям и прийти к каким-то новым выводам», — делится Шукшина. Однако, как напоминает психолог, эта практика превращается во вредную, если человек начинает агрессивно навязывать монастыринг другим людям.

Мария Самарина