Война и мир: почему прекращение огня в Ливане — не конец конфликта на Ближнем Востоке?
В силу вступило 60-дневное прекращение огня между Израилем и ливанским шиитским движением «Хезболла». Соответствующее соглашение, заключенное при посредничестве США и Франции, обязывает обе стороны вывести войска и прекратить атаки под наблюдением международной комиссии.
СМИ пишут, что на конфликт на Ближнем Востоке идет на спад. Однако есть обеспокоенность по поводу соблюдения соглашения «Хезболлой». Премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху подчеркнул право на ответные меры, если движение нарушит перемирие. Разбираемся, какие возможности открылись для ЦАХАЛ.
Какие условия перемирия?
Несмотря на то, что заголовки СМИ пестрят формулировками про мир между Израилем и «Хезболлой», на деле в тексте соглашения говорится о прекращении огня с Ливаном. Документ включает 13 пунктов, согласно которым правительство Ливана должно возобладать над вооруженными группировками на территории страны и увезти их с Юга, который будет обозначен демилитаризованной зоной, а Израиль за следующие 60 дней обязуется вывести свои войска за пределы «голубой линии» и не вести наступательных операций. По сути, стороны снова пришли к признанию постулатов резолюции 1701 Совбеза ООН, которая была подписана между государствами в результате Второй Ливанской войны в 2006 году.
Но тогда регион не был затронут боевыми действиями в секторе Газа, где с 2007 года обосновалась другая группировка — ХАМАС. В разговоре с «Постньюс» политолог и автор Telegram-канала «Хмурое утро» Андрей Никулин заявил, что израильское руководство стояло перед выбором: завершать операцию на данной стадии и заявить о собственной победе или втягивать все глубже в долгоиграющий конфликт по примеру Первой Ливанской войны.
Похоже, в данный момент израильское руководство оценило собственные силы, усталость страны после года противостояния с ХАМАС и “Хезболлой”, необходимость отвлечения части сил на Газу, нарастающее давление со стороны Штатов и Запада. И в итоге пришло к выводу, что окончательное поражение шиитским боевикам нанести сейчас не получится, а промежуточные результаты можно представить, как победу, так что лучше попытаться зафиксировать ситуацию на данной стадии
一 Андрей Никулин, политолог, автор Telegram-канала «Хмурое утро».Однако Нетаньяху оставил за собой право «действовать». То есть в случае, если израильская разведка зафиксирует возобновление операций со стороны «Хезболлы» и любых других шиитских группировок в регионе, ЦАХАЛ может возобновить военные действия. При этом не будет нужно запрашивать дополнительных санкций на эти шаги Нетаньяху. Соглашением предусмотрено, что Израиль оставляет за собой право действовать в случае нарушения обязательств, а США признают право Израиля реагировать на угрозы, исходящие с ливанской территории.
Соединенные Штаты предоставляют гарантии только Израилю. Согласно документу, американская сторона будет содействовать переговорам между Израилем и Ливаном для достижения признанной сухопутной границы. В то же время Белый дом говорит об обмене разведывательной информацией с Израилем. По некоторым данным, этой информацией США могут делиться и с ливанским правительством для устранения возможных нарушений соглашения, что, в свою очередь, поднимает вопрос приоритетности в передаче информации.
Израиль — давний союзник США и главный импортер их финансовой военной помощи. Тем временем Ливан не может предоставить никаких гарантий, что «Хезболла» в конечном итоге не нарушит требования.
Политолог Станислав Тарасов в разговоре с «Постньюс» подчеркнул, что «Хезболла» — это государство в государстве. «Они (представители движения — прим. ред.) пользуются Ливаном как проектом халифатов шиитского толка», — сказал он. Организация долгое время пыталась контролировать правительство в качестве внешней силы, однако резкое ослабление в связи со вторжением Израиля переводит группировку в состояние защиты ранее приобретенного влияния в Ливане.
Сам Израиль не отказывается от первоначальных планов ликвидировать организацию целиком. Любая форма, в которой сохраняется «Хезболла» в результате перемирия, сейчас выступает триггером для Израиля заявить о возобновлении операции. В этих целях ВВС Израиля, по соглашению, сохранили право летать над территорией Ливана в целях разведки и наблюдения, но без преодоления звукового барьера.
При этом российский политолог-востоковед Руслан Курбанов в беседе с «Постньюс» назвал соглашение о прекращении огня «поражением» для Израиля. Несмотря на то, что «Хезболла понесла «болезненные удары», Нетаньяху допустил свое политическое поражение, так как Израиль не справился с полным уничтожением группировки, считает эксперт. А для шиитского сопротивления и диверсионных группировок факт, что они «избежали полного разгрома», означает победу в глазах последователей.
В течение года выдерживать прямое противостояние с крупнейшей ядерной державой региона, финансируемой США, это для “Хезболлы” несомненный успех. Да, они потеряли своих лидеров, но дело в том, что эти повстанческие группировки питаются героикой жертвенности. И для нового поколения бойцов это только мощнейшее топливо, на основе которого вырастет новое поколение бойцов “Хезболлы”
一 Руслан Курбанов, российский политолог, старший научный сотрудник Института востоковедения РАНКак прекращение огня в Южном Ливане может повлиять на ситуацию в Газе?
Израильские официальные лица считают, что оттеснение «Хезболлы» на второй план может ослабить позиции ХАМАС, поскольку ранее эти две группировки координировали свои военные действия. Такой поворот может вынудить ХАМАС пойти на переговоры о прекращении огня, поскольку в этом случае он лишится важнейшей поддержки со стороны «Хезболлы».
Политолог Никулин прогнозирует, что в условиях изолированности ХАМАС может пойти на переговоры. «Там тоже серьезные потери и в численности, и в структуре, что требует перегруппировки и паузы», — считает эксперт.
Израиль мог бы теперь сконцентрировать в Газе высвободившиеся силы, но израильским властям желательно освободить хотя бы часть оставшихся заложников и проявить перед внешним миром желание пойти на перемирие. Тем более от этого зависят и отношения с США
一 Андрей Никулин, политолог, автор Telegram-канала «Хмурое утро».Однако ХАМАС исторически сопротивляется внешнему влиянию на свою стратегию и может продолжать боевые действия независимо от ситуации с «Хезболлой». Прекращение огня также может позволить Израилю перенаправить свои военные силы обратно в Газу, что вызовет опасения по поводу активизации операций там.
Но более года активных военных действий приводит лишь к скептицизму в отношении готовности ХАМАС идти на компромисс. Их идеи по-прежнему радикальны. А августовские переговоры в Каире выявили кризис отношений не только между Израилем и Палестиной, но и с посредниками в лице Египта и ЦРУ. Переговоры зашли в тупик, а все предложенные посредниками компромиссные решения были отвергнуты.
Что Белому дому дает перемирие в Ливане?
Американские СМИ провожают президента США Джо Байдена из Белого дома еще с середины лета, рассуждая о его наследии. В августе The Wall Street Journal охарактеризовала это наследие как «грустное». Тогда самом разгаре была президентская гонка, однако идею урегулирования ближневосточного конфликта удалось продавить только после выборов и в весьма ограниченных масштабах.
За провалом на августовских переговорах с ХАМАС последовала эскалация в Ливане, что больше сыграло на руку избранному президенту США Дональду Трампу. Его соперница на выборах Камала Харрис во многом могла успокоиться и делегировать вопрос наследия Байдена, который продвигал Нетаньяху обещания снять эмбарго с поставок некоторых типов вооружений. Израильский премьер неоднократно признавал: операция в секторе Газа будет продолжаться до полного уничтожения ХАМАС и освобождения заложников, а в обиход могут пойти любые средства.
При этом сейчас Байден во многом помогает будущей администрации в Белом доме, укрепляя стратегическое влияние Соединенных Штатов в регионе. Прекращение огня между Израилем и «Хезболлой» при посредничестве США утверждает их в качестве ключевого посредника в ближневосточных конфликтах и одновременно сохраняет за Израилем стратегическую победу.
Политтехнолог и главный редактор «Полилог. Экспертиза» Руслан Андреев в разговоре с «Постньюс» назвал соглашение о прекращении огня компромиссом между Нетаньяху и Белым домом. «Большинство израильтян выступают против остановки боевых действий в Ливане, кабинет Нетаньяху держится на проходящем ближневосточном конфликте, — сказал Андреев. — То есть, чтобы пойти наперекор своему электорату, нужно было что-то получить за перемирие». По мнению эксперта, благодаря прекращению огня при посредничестве США Нетаньяху удалось получить новое американское вооружение, которое может помочь также в противостоянии с Ираном.
В своем заявлении по перемирию Байден отметил, что теперь его администрация настаивает на постоянном прекращении огня в Газе и возможно, что Саудовская Аравия и Израиль смогут нормализовать отношения. Однако, учитывая временные сроки, во многом ответственность за это будет на администрации Трампа, известного своими особыми отношением к Ирану. Выдвинутый Трампом кандидат в советники по безопасности Майк Уолтц заявил, что победа республиканца на выборах помогла добиться прекращения боев в Ливане, и назвал Иран «первопричиной хаоса и террора».
Руслан Андреев связывает заключение соглашения между Израилем и Ливаном с противоречиями в Белом доме между сторонниками Байдена и Трампа. По его словам, у республиканцев сложился образ «демократов — разжигателей войны». «И вот как раз Байден заключает сделку, уходит, а Израиль присваивает эти заслуги непосредственно демократам», — считает эксперт. Однако это все еще не конец конфликта, а лишь заморозка на одном из фронтов.