«Стрелы севера»: что известно о вторжении Израиля в Ливан?
30 сентября Израиль официально объявил о начале наземной военной операции в Ливане. Израильский спецназ перешел границу, чтобы уничтожить объекты «Хезболлы». Однако за весь первый день новой войны о масштабных боестолкновениях никто не сообщал. Разбираемся, что происходит в Ливане и чем может закончиться вторжение.
Что происходит в Ливане?
Армия обороны Израиля (ЦАХАЛ) объявила о начале вторжения в Ливан в ночь с 30 сентября на 1 октября. Операции дали кодовое название «Стрелы севера».
Израильское военное ведомство охарактеризовало свои действия как «ограниченные и целенаправленные рейды». Заявленная цель — уничтожение инфраструктуры «Хезболлы» в деревнях у ливано-израильской границы. В то же время СМИ пишут, что Израиль стремится создать на территории Ливана 20-километровую буферную зону.
По предварительным данным, в Ливан зашел израильский спецназ, вооруженный тяжелой бронетехникой. Перед вторжением ЦАХАЛ била по приграничью с воздуха и при помощи артиллерии. Всего на границе с Ливаном Израиль сконцентрировал около пяти армейских бригад. 1 октября власти страны заявили, что мобилизуют еще четыре бригады для «решения задач на северном направлении».
Несмотря на это, в СМИ не поступали данные о серьезных наземных боестолкновениях на ливано-израильской границе. Агентство Reuters сообщило, что армия Ливана заблаговременно отошла на 5 км вглубь страны. РИА «Новости» со ссылкой на ливанское Минобороны подтвердило эту информацию, заявив, что они отошли из-за отсутствия возможностей снабжения. При этом иранское издание Press TV опровергает отход — и тоже ссылается на ливанских военных.
В свою очередь, «Хезболла» вообще опровергает факт вторжения. Движение уверяет, что прямых боестолкновений между его боевиками и ЦАХАЛ не было, а все заявления Израиля называет ложью. Официальный представитель «Хезболлы» Мухаммад Афиф сказал, что они готовы к борьбе с Израилем.
Как на это отреагировали в мире?
США отреагировали на наземную операцию Израиля неоднозначно. Глава Пентагона Ллойд Остин поддержал решение Тель-Авива разгромить инфраструктуру «Хезболлы». А вот президент США Джо Байден призвал прекратить огонь. «Я осведомлен больше, чем вы, возможно, думаете, и я был бы доволен, если бы они остановились», — сказал он журналистам телеканала CNN.
Телеканал NBC News утверждает, что изначально Израиль задумывал организовать более масштабное наступление. Но США убедили Биньямина Нетаньяху сократить операцию. Тель-Авив и Вашингтон вели переговоры на выходных.
Непонятно, как на вторжение отреагирует Иран. CNN со ссылкой на представителей Белого дома передает, что Иран может в ответ ударить по Израилю баллистическими ракетами.
Накануне наземной операции Израиля замминистра иностранных дел Ирана Мохаммед Хасан Ахтари заявлял, что в случае вторжения Тегеран может направить войска на помощь «Хезболле». Однако уже после отправки войск ЦАХАЛ Иран отказался делать это, заявив что Ливан не просил его о помощи и может самостоятельно постоять за себя.
Газета The New York Times со ссылкой на двух членов иранского Корпуса стражей исламской революции (КСИР) сообщила, что Тегеран не заинтересован в эскалации конфликта с Израилем. Пока он решил сосредоточиться на восстановлении боеспособности «Хезболлы»: помочь ей с выбором нового лидера, воссоздать командную структуру и наладить безопасную связь. Для этого в Ливан уже направили командиров КСИР.
Россия осудила вторжение в Ливан и призвала Израиль вывести войска. Схожим образом ситуацию охарактеризовали представители Евросоюза, Турции и ООН.
Какие перспективы у новой войны?
В прямом столкновении «Хезболла», скорее всего, проиграет ЦАХАЛ. Но движение к этому и не стремится. Еще с 1980-х оно ведет боевые действия в духе партизанской войны — высока вероятность, что «Хезболла» пустит Израиль на территорию Ливана, а потом попытается нанести его армии ущерб диверсиями и рейдами. Во всяком случае, именно так разворачивались события Второй ливанской войны 2006 года.
Неясно, насколько эффективно у «Хезболлы» получится противостоять Израилю теперь. Перед вторжением Тель-Авив организовал серию болезненных атак, которые полностью уничтожили командное звено группировки, включая ее лидера Хасана Насраллу. Это серьезно ухудшит возможности «Хезболлы» по созданию организованного сопротивления. Поэтому в первые месяцы группировка, скорее всего, мало что сможет противопоставить оппоненту.
С другой стороны, возможности Израиля тоже не нужно преувеличивать. За год ЦАХАЛ не смог разгромить даже ХАМАС — группировку, чьи ресурсы и возможности серьезно уступают «Хезболле». А если ливанцы тоже уйдут в подполье и навяжут Израилю войну по своим правилам, то Тель-Авив получит конфликт на два фронта, который будет долго выкачивать его ресурсы без перспективы завершения.
Газета The Washington Post пишет, что будущее войны в Ливане будет зависеть от того, насколько масштабной окажется операция Израиля. Если ЦАХАЛ ограничится рейдами в приграничье, тогда израильтяне, скорее всего, добьются своей цели. А вот если они попробуют создать буферную зону, то наверняка увязнут.
«Для израильтян наземная операция — это более сложная штука, потому что “Хезболла” знает местность, — передает The Washington Post слова военного аналитика Майкла Янга. — И если “Хезболла” отступит сейчас, я не знаю, как можно предотвратить их возвращение на границу».