Культовый сериал «Клиника» возвращается. Почему нам так его не хватало и каким будет продолжение?
В последние годы о перезапуске сериала «Клиника» не говорил только ленивый. Впрочем, многочисленные слухи на тему камбэка были неслучайны — их активно подпитывал шоураннер оригинального проекта Билл Лоуренс, который еще пару лет назад говорил следующее: «Я думаю, что мы все хотим перезагрузки и хотим вновь поработать вместе». И вот, под занавес 2024 года Deadline подтвердил — телеканал ABC запустил новую «Клинику» в производство. Пока о будущем шоу известно не так много, и потому мы предлагаем порассуждать, в чем же феномен этого революционного ситкома и почему его так любят во всем мире.
Как устроена «Клиника»?
Пересказывать сюжет «Клиники» — дело неблагодарное и, по правде говоря, бессмысленное. Но если по каким-то причинам в начале нулевых вы не смотрели MTV Russia и пропустили проект Лоуренса, коротко введем в курс дела. В центре сюжета шоу два молодых интерна Джон Дориан (Джей Ди) и его друг Кристофер Терк (просто Терк) — они только закончили учебу и теперь собираются стать полноценными врачами в клинике «Святое сердце». Помимо забавных раздолбаев, в состав колоритных обитателей больницы входят их миловидная подруга Эллиот, токсичный и чертовски язвительный доктор Кокс, самовлюбленный главврач Келсо, боевая медсестра Карла Эспиноза и уборщик. Безымянный до последней серии уборщик — это вообще отдельное украшение сериала.
На первый взгляд «Клиника» кажется вполне каноничным ситкомом: в пользу этого говорит типичный набор из нескольких героев с разными характерами, комедия положений (не такая частая, но все же присутствующая), несколько гипертрофированная игра актеров, повторяющееся место действия и емкий хронометраж. При этом от многих жанровых оков проект с легкой руки Лоуренса все же избавился — например, в нем нет закадрового смеха, а события развиваются в настоящей больнице (до этого телекомедии чаще снимали в павильонах). Такое новаторство во многом связано с тем, что к началу 2000-х американское телевидение подустало от классических ситкомов. Да, позднее вышли «Как я встретил вашу маму» и «Два с половиной человека» — но это скорее исключения.
Билл Лоуренс не переписывал правила игры, но с любовью и трепетом вносил в них правки, актуальные для контекста времени. Так, изменилась строгая расстановка камер и в целом визуальный подход — добавились ручная съемка, смена ракурсов, длинные кадры и темный цветокор, которые роднили «Клинику» с авторским кино больше, чем с сугубо комедийными телешоу. Ко всему прочему сериал обладал исключительной для своего времени реалистичностью: герои нередко уставали жить в привычном режиме, ошибались и сталкивались с изнанкой работы в медицине (смерть нередко оказывалась одной из магистральных тем шоу). Кроме того, в основе эпизодов лежали истории настоящих пациентов — Лоуренс нанял в качестве консультанта друга-медика.
Почему в России (да и везде) так любят проект Билла Лоуренса?
Не будет преувеличением сказать, что «Клиника» — помимо замечательных персонажей, острых реплик и фирменного юмора — наделена и важным остросоциальным подтекстом. Лоуренс смело критикует американскую (и не только) систему здравоохранения, обличая закулисную жизнь медучреждений. Врачи, как и в жизни, переутомляются, тратят колоссальное количество денег на обучение (и к тому же — берут на него кредиты), после которого толком ничего не зарабатывают в интернатуре. Помимо этого, специалисты сталкиваются с безумной конкуренцией и неуважением со стороны пациентов. Таким образом, автору удалось создать уникальный по настроению сериал — гомерически смешной, реалистичный и при этом порой тоскливый до слез.
Все проблемы, которые так или иначе исследует Лоуренс — от ментальных расстройств и послеродовой депрессии до выгорания, одиночества и гибели — в «Клинике» сглаживаются юмористическим тоном (абсурдистскими фантазиями Джея Ди, саркастичными диалогами). За счет такого явного контраста шоу удается оставаться трогательным, но не переходить на мелодраматические рельсы: в качестве примера можно вспомнить серию «Мои последние слова» (восьмой сезон, вторая серия), в которой Джей Ди и Терк вместе со смертельно больным пациентом всю ночь обсуждают загробный мир и пиво. Примечательно, что спустя 20 лет после выхода «Клиники» Лоуренс подтвердил статус комедийного трендсеттера, выпустив «Теда Лассо» и приложив руку к созданию «Терапии».
К слову, в России к сериалу «Клиника» относятся с особым пиететом — во «ВКонтакте» до сих пор функционируют фан-сообщества, регулярно постящие лучшие эпизоды шоу и фотографии из соцсетей любимых актеров. И пусть первостепенно это заслуга Лоуренса, весомый вклад в популяризацию сериала на территории РФ внес телеканал MTV. Первые три сезона не получили должного внимания из-за довольно скучного и не всегда точного перевода, хотя транслировались по «Домашнему» и «Первому каналу». Перебравшись на российский MTV и заодно получив более хлесткие голоса Евгения Рыбова и Марии Трындяйкиной, а также более корректную адаптацию, проект стал культовым.
Чего ждать от продолжения?
На самом деле, не так уж и много. Ранее Билл Лоуренс и актеры шоу признавались, что не прочь вновь поработать вместе — кажется, в ближайшие годы их желание наконец воплотится в жизнь. Если верить Deadline и Variety, Лоуренс будет работать над проектом, однако на этот раз не в статусе шоураннера. Вероятно, к своим ролям вернутся Зак Брафф (Джей Ди), Дональд Фэйсон (Кристофер Терк) и Сару Чок (Эллиот Рид). Помимо этого, авторы намерены ввести несколько новых персонажей.
Зарубежные СМИ пишут, что «Клиника» станет одновременно перезагрузкой и продолжением культового проекта — авторы смогут показать, как обустроились любимые врачи спустя несколько десятилетий, и заодно раскрыть героев нового поколения. Шоу запущено в производство, но никакой информации о релизе пока нет. Ждем премьеру и любимые голоса — без них будет не то!