Муза или нечто большее: почему так мало женщин-художников?
140 лет назад (10 или 12 декабря — данные разнятся) родилась известная отечественная художница Зинаида Серебрякова. Она стала одной из первых женщин, которую выдвинули в академики живописи. Однако в целом было принято, что рисование — это мужское дело, поэтому за всю историю искусств было не так много женщин-живописцев. Разбираемся, почему так мало известных художниц и рассказываем о самых знаменитых.
Что мешало женщинам становиться великими художницами?
На протяжении многих веков у женщины в принципе было мало возможностей вписать свое имя в историю живописи. Так, в эпоху Возрождения (XIV-XVI века) искусство считалось ремесленничеством, поэтому им занимались специальные гильдии. Попасть туда девушке была нереально. Даже если она родилась в семье художника, времени на обучение рисованию не было — девушка была вынуждена следить за домом и растить детей.
В эпоху Просвещения (XVII-XVIII века) женщин начали принимать в учебные заведения, но с определенными ограничениями. Например, ученицам было запрещено рисовать обнаженную натуру — хоть женскую, хоть мужскую. Поэтому девушки пропускали очень важный момент для становления художника — понимание человеческой анатомии. В тот период высоко ценилась религиозная, мифологическая и историческая живопись, зачастую предполагавшая изображение обнаженного человеческого тела. Женщины-художники не обладали нужными умениями и рисовали куда менее востребованные пейзажи и натюрморты.
Со временем живопись стала популярной среди элиты. Поэтому девушек начали активно обучать рисованию с целью повышения статуса на рынке невест. Так как занятиями занимались практически все, вне зависимости от наличия таланта, женские картины стали ассоциироваться с заурядным искусством. Противоположная ситуация происходила с мужчинами: они занимались так называемым высоким искусством — скульптурой и определенными жанрами живописи. Их работы обсуждались, выставлялись и оценивались уже с точки зрения не просто прикладного ремесленничества или досуга, а именно искусства.
Пусть мужчины занимаются великими архитектурными проектами, монументальной скульптурой и самыми благородными формами живописи, а также теми видами графики, которые требуют возвышенного и идеального понимания искусства. Словом, пусть мужчины занимаются всем тем, что может быть названо великим искусством, а женщины пусть занимаются теми видами искусства, которые они всегда предпочитали: пастелью, портретами и миниатюрами, или же пусть пишут цветы — эти чудеса изящества и свежести, которые могут тягаться с изяществом самих женщин.
一 Критик Леон ЛагранжКонечно, подобные сравнения женщин с цветами звучали красиво, но на деле максимально отдаляли художниц от искусства и попыток научиться новому. Долгое время девушки занимали узкую нишу и были неспособны вырваться за ее пределы. До XX века у женщин-художников практически не было шансов прославиться в обществе. Их картины периодически мелькали рядом с мужскими работами, однако написанное женщинами критиковалось чаще.
В XX веке женщин в живописи стало гораздо больше. Они не только иллюстрировали книги, делали открытки для альбомов и оформляли театральные афиши, но и получили полноценный доступ к «высокому искусству». Женщины могли получать образование в учебных заведениях (и в принципе поступать туда) без всяких ограничений, наравне с мужчинами. Однако в процентном соотношении все равно сильно проигрывали своим коллегам другого пола — все-таки редко какие родители отправляли свою дочь на учебу вместо построения семьи.
Как художницы боролись за свои права?
В XX веке женщины стали активно эмансипироваться. Это коснулось и художественной сферы. Девушки смело и дерзко бросились разрушать барьеры и стереотипы, которые сдерживали их на протяжении многих веков, и перестали ограничивать себя исключительно «женскими» темами. Художницы принялись исследовать широкий спектр тем — от социальных и политических вопросов до интимных размышлений и женского взгляда на мир.
Некоторые исследователи предлагали создать новый вектор для женского искусства: сосредоточиться на эстетике «великой художницы», альтернативной канону «великого художника». Последователи идеи считали, что нужно переосмыслить темы, над которыми работали женщины (например, натюрморт с цветами), и приравнять их к «важным» жанрам. Вместе с тем предлагалось радикально разделить мужское и женское.
Кто они — великие женщины-художники?
Список велик, но мы выбрали пять наиболее ярких представительниц:
Зинаида Серебрякова (1884—1967)
Принадлежала к старейшему роду художников — ее отцом был Евгений Лансере, дедом — Николай Бенуа. Поэтому с юных лет девушка воспитывалась в атмосфере искусства. Ее визитной карточкой стали автопортреты, особенно картина «За туалетом».
Наталья Гончарова (1881–1962)
Эта художница-авангардистка всегда стремилась к эксперименту как с формой, так и с цветом, сочетая в своих работах разные направления — от импрессионизма до кубофутуризма. Вместе со своим мужем, не менее известным художником Михаилом Илларионовым, основала объединение «Ослиный хвост», куда входили авангардисты начала XX века.
Александра Экстер (1882—1949)
Русско-французская художница работала в различных жанрах — кубофутуризм, супрематизм и «Ар-деко». Помимо живописи девушка создавала костюмы для театра и кино, в частности, для фильма «Аэлита» Якова Протазанова.
Тамара де Лемпицка (1898-1980)
Это польская художница, чья творческая карьера прошла во Франции и США. Она прославилась своими элегантными, авангардными и гламурными портретами в стиле «Ар-Деко». Де Лемпицка стала одной из немногих художниц того периода, получивших международное признание.
Фрида Кало (1907-1954)
Мексиканская художница прославилась преимущественно портретами, через которые осмысляла свои физические страдания после серьезной аварии. Работы Фриды Кало легко узнать с первого взгляда — в них соединились элементы сюрреализма и наивного искусства.