Птицы, взрыв и беспилотники: что произошло с самолетом, разбившимся в Казахстане?
Самолет авиакомпании Azerbaijan Airlines совершал рядовой рейс Баку — Грозный утром 25 декабря, но сесть в пункте назначения лайнеру не удалось. В Грозном борту передали сообщение о тумане и направили его в обратную сторону, когда в Чечне стали сообщать об ударах украинских беспилотниках. Пассажирский самолет направили в Казахстан, но над Каспийским морем он стал терять высоту и в итоге рухнул около Актау, не долетев до запасного аэропорта. Выжили лишь 32 из 64 пассажиров рейса.
Разбираемся, что произошло с азербайджанским лайнером и есть ли здесь украинский след.
Что известно о крушении рейса Баку — Грозный?
В среду, 25 декабря, в 3 км от казахстанского города Актау разбился пассажирский самолет авиакомпании Azerbaijan Airlines модели Embraer 190. Он совершал рейс Баку — Грозный и должен был прибыть в Чечню в 08:20 по московскому времени.
Но когда самолет уже был готов заходить на посадку, из столицы Чечни сообщили о тумане и перенаправили рейс в Махачкалу, где самолету сесть уже было уже не суждено. По данным Gismeteo, в Грозном утром действительно был туман, а в Махачкале — высокая облачность и осадки.
Так и не добравшись до столицы Дагестана, самолет отклонился от курса, перелетел Каспийское море и дал код 7700. Это сообщение означает, что летательный аппарат нуждается в немедленной помощи или что произошла критическая ситуация, например, авария. Оказавшись в воздухе с проблемой один на один, пилоты запросили посадку в запасному аэропорту и направили борт к городу Актау в Казахстане. Но сделав две петли над местным аэропортом, он рухнул рядом с взлетно-посадочной полосой и загорелся.
На борту Embraer 190 находились 69 человек, 64 из которых — пассажиры, в том числе граждане Азербайджана, России, Киргизии и Казахстана. По последним данным Генпрокуратуры Азербайджана, выжили 32 человека. В то же время в МЧС Казахастана заявили о 29 выживших, двое из которых дети и 10 — россияне. По информации местных СМИ, пострадавших доставляют в ближайшую многопрофильную больницу — по меньшей мере семь человек находятся в реанимации в тяжелом состоянии. Также известно, что двум несовершеннолетним пострадавшим 11 и 16 лет.
Что стало причиной крушения самолета в Казахстане?
Как заявили в управлении здравоохранения Мангистауской области Казахстана, по предварительным данным, самолет мог разбиться из-за взрыва некоего баллона, который находился на борту. О том, какое именно вещество могло в нем находиться, не сообщается. Информацию об этом подтвердил RT один из выживших в катастрофе. «Точно был взрыв в хвостовой части. Были осколки по салону», — сказал пассажир рейса.
Представитель Ространснадзора Олег Смирнов в разговоре с «Постньюс» рассказал, что в конструкцию самолета входят баллоны с сжатым воздухом, которые могут взорваться при нештатной ситуации. Также, по его словам, в конструкции Embraer 190 используются гидроаккумуляторные баллоны, которые находятся ближе к шасси, поскольку механизм его открытия и закрытия работает за счет гидравлики.
Тем не менее на видео с кадрами падения лайнера признаков возгорания заметить нельзя. На них видно, как борт снижает высоту, пытается выровняться параллельно земле, но не может этого сделать, и, дав крен на правое крыло, врезается на высокой скорости в землю. Возгорание же возникло уже только после столкновения.
В разговоре с «Постньюс» действующий пилот «Аэрофлота», который пожелал остаться анонимным, предположил, что взрыв мог повредить элементы управления рулем высоты изнутри. «Видно, что при посадке у самолета была недостаточная управляемость, но кислородные баллоны, которые могли взорваться, находятся под полом кабины пилотов», — говорит он.
Тем не менее пилот не исключил версию, что причиной взрыва мог стать контакт переносного кислородного баллона с маслом или жиром. «Вероятно проводники оказывали помощь пассажиру с таким баллоном и при реакции кислорода с жиром взрыв мог быть достаточно мощным, чтобы повредить элементы управления в хвостовой части», — предположил пилот.
По другим данным, которые привел в своем Telegram-канале пресс-секретарь Росавиации Артем Кореняко, во время полета самолет мог столкнуться с птицами. «С большой вероятностью двигатели не работали, потому что он не смог долететь до полосы», — уточнял «Бизнес.Online» эксперт по авиации.
Однако, по мнению пилота «Аэрофлота», версия с птицами — достаточно «странная». «Если самолет летел из Баку в Грозный, а сел уже только в Актау, это точно не птицы, — отметил он. — Птиц чаще всего “ловят” на взлете, и они сразу повреждают двигатель. Они не летают на эшелоне, так что это могло произойти только в районе аэропорта».
Почему самолет отошел от курса?
Полет преследовала череда странных обстоятельств. В версии с туманом не очень понятно, почему самолет не сел в Махачкале, а продолжил полет в более дальний Актау. В Махачкале, согласно табло аэропорта, в 07:00 и 07:20 садились самолеты, а по данным Gismeteo, на момент крушения в городе шел лишь небольшой дождь.
Однако в момент, когда самолет подал сигнал бедствия, рейсы на вылет в аэропорту Махачкалы были задержаны, а следующая посадка была совершена только в 12:35, уже после первых новостей о крушении рейса Azerbaijan Airlines. При этом аэропорт Актау даже после крушения продолжил работать в обычном режиме.
Жители столицы Чеченской Республики Грозного утром 25 декабря сообщали об атаках беспилотников. По данным пользователей сети, всего в городе прогремело от двух до четырех взрывов. Также СМИ сообщали, что в аэропорту Грозного был объявлен план «Ковер», из-за которого аэропорт не принимал самолеты. В то же время об ударе по Грозному сообщал портал «РБК-Украина», ссылаясь на главу Центра противодействия дезинформации лейтенанта ВСУ Андрея Коваленко
Позднее информацию о беспилотниках в своих социальных сетях подтвердил секретарь Совета безопасности Чечни и племянник главы республики Рамзана Кадырова Хамзат Кадыров, который заявил, что все цели были ликвидированы. В подтверждение он опубликовал кадры сбития беспилотника ракетой ПВО. «Информация о том, что беспилотники попали в какой-то объект, — неправда. Все сбито», — написал Кадыров.
Однако атаке беспилотников в среду утром подверглась не только Чечня — один из дронов упал в соседней Ингушетии, а в столице Северной Осетии Владикавказе произошел взрыв в торговом центре «Алания Молл», унесший жизнь одного человека. Предполагалось, что это может быть теракт, однако вскоре глава региона Сергей Меняйло сообщил, что причиной взрыва стало падение обломков украинского БПЛА.
Тем временем появившиеся в сети кадры повреждений разбившегося самолета заставили экспертов усомниться в первоначальных версиях ЧП. На них видно, что хвостовая часть лайнера была поражена извне осколками, причем в некоторых местах стабилизаторы были прошиты ими насквозь. «Кромки загнуты внутрь, и краска слетела. Если бы взрыв был изнутри — все было бы наоборот», — оценил повреждения пилот «Аэрофлота».
Пилот пояснил, что в хвостовой части самолета, пораженной осколками, находятся стабилизаторы, а также рули поворота и высоты, и гидравлическая система самолета. Она необходима для управления закрылками, регулировки его положения в воздухе и соединена с приводами потребителей энергии: подсистемы включают гидробак, линию всасывания, нагнетания, а также основной и резервный источник гидравлической энергии — гидроаккумулятор.
Вероятно, в Чечне самолет мог столкнуться с украинским БПЛА, однако прямого удара избежал благодаря работе сил противовоздушной обороны. Беспилотник, предположительно, был сбит в непосредственной близости от хвостовой части лайнера, и именно тогда рули высоты и стабилизаторы получили осколочные повреждения. «Далее они (пилоты — прим. ред.), скорее всего, управляли только тягой двигателей, поэтому и самолет маневрировал вяло», — предположил пилот «Аэрофлота».
На кадрах заметно, что в некоторых местах произошла разгерметизация отсеков. Баллон, находящийся в хвостовой части самолета, где, по словам выживших, произошел взрыв, вероятно, подвергся декомпрессии на высоте, но в результате накопительного эффекта сдетонировал лишь перед посадкой в Актау.
После публикации первых новостей очевидцев о беспилотниках в Чечне до крушения Embraer 190 прошло около двух часов. Воздушное судно стало постепенно снижаться над Каспием, а перед Актау вовсе потеряло управление. Об этом также пишет Telegram-канал «Осторожно, новости», подчеркивая, что самолет пропал с радаров в период с 07:25 по 09:08 по московскому времени, когда начал заходить на посадку в Грозном. В этот же промежуток времени стали появляться сообщения о БПЛА из Чечни и Ингушетии, а на радары лайнер вернулся уже только над Каспием.
Какие еще были катастрофы с участием самолетов модели Embraer 190?
Самолет разработан бразильской компанией Embraer и был впервые представлен в 2004 году. Модель Embraer 190 принадлежит к семейству E-Jet и в целом имеет хорошую репутацию в плане безопасности — такие самолеты состоят на эксплуатации американских компаний Republic Airways (218 единиц) и SkyWest Airlines (216 единиц). В России этими машинами пользуется компания S7, в ее авиапарке числятся 17 самолетов Embraer 190. Но, как и любой коммерческий самолет, он и ранее был замечен в нештатных инцидентах.
По данным сайта Aviation Safety Network, с момента поставки самолета на конвейер в общей сложности в результате катастроф и серьезных аварий были потеряны восемь самолетов Embraer E-Jet. Один раз его пытались угнать, при этом погибли два человека.
Последний инцидент с участием этой модели произошел 18 февраля этого года в Белграде, когда борт OY-GDC рейса Белград — Дюссельдорф авиакомпании Air Serbia выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы и столкнулся с антеннами курсо-глиссадной системы при взлете. Левая часть самолета получила обширные повреждения.
Упавший в Казахстане самолет был произведен на заводе в Сан-Паулу и совершил первый полет 24 июля 2013 года, а всего на момент крушения находился в эксплуатации 11 лет. С 2013 года он принадлежал национальному авиаперевозчику Azerbaijan Airlines, в 2017–2023 годах летал под управлением его дочерней компании Buta Airways, совершая перелеты по маршрутам из Баку на юг России, Ближний Восток и в Центральную Азию.
За 2023 год разбившийся самолет совершил 225 рейсов и с октября того же года был снят со всех маршрутов на год. В октябре 2024 года он возобновил работу и до сегодняшнего дня успел выполнить 105 рейсов.