Бабки и их каши: кто такие повитухи и как они помогали женщинам?
Издревле 8 января было принято чествовать повитух — праздник еще назывался Бабьи каши. Сейчас это ремесло кануло в Лету (но это неточно), однако когда-то эти женщины принимали роды и помогали новоиспеченным мамам восстановиться. За здоровых рожденных детей повитухам несли провизию, одежду, помогали им по хозяйству, но к началу ХХ века с течением времени и развитием медицины они оказались не у дел. Как выбирали повитух? Кто их заменил сейчас? И при чем тут каши? Разбираемся.
Кто такие повитухи?
Еще немногим более полутора веков назад единственными помощницами женщинам при родах были повитухи (еще их называли повивальными бабками). Как правило, это были не то что бы бабки в плане возраста, но зрелые и уже рожавшие женщины. Повитухи четко знали, как действовать при родах, когда и как облегчить схватки.
Помощницы сопровождали все действо молитвами и нашептываниями. Превентивно они также готовили специальные отвары для девушек, варили для рожениц кашу из проса или гречихи. Этому блюду отводилась важная роль в обрядах, а день повитух назвали как раз в честь него.
Например, чтобы ребенок не родился низкорослым, бабка поднимала горшок с кашей, приговаривая: «Расти высоко-высоко». Чтобы малыш поскорее встал на ноги, старшим детям тоже вручался горшок с кашей. Ее полагалось съесть на улице, а в опустевшую емкость посадить петуха или курицу (соответственно полу новорожденного).
За свои советы и содействие повитухи получали не деньги, а помощь по хозяйству. Им могли вспахать землю, подсобить с уборкой в доме, подарить вещи, помочь приготовить пироги и насыпать зерна.
Считалось, что повитухи имели большое влияние в обществе. Их ценили, уважали и часто обращались за советами, а 8 января к повивальным бабкам приводили детей на благословение. Люди были уверены, что от повитухи в целом зависят здоровье и удача новорожденного.
Как выбирали повитуху?
Как правило, все зависело от местных традиций. Где-то все село обращалось к одной и той же женщине. Приглашение принять роды считалось огромной честью, отклонить его считалось великим грехом. Кроме того, ходила легенда, что в случае отказа повитуха окаменеет.
Обычно на такую роль звали женщину, у которой живы все ее дети, в противном случае считалось, что умрут и повитые малыши. Повитуха должна была хранить верность супругу. Люди полагали, что иначе дети женщины, которой она помогала при родах, будут косолапы, заболеют желтухой или просто рано умрут. При этом к моменту начала «работы» потенциальная повитуха должна была прекратить заниматься сексом даже со своим мужем. В старину считалось, что такую женщину можно назвать «чистой», и вообще набожность считалась лучшим качеством.
Где обучали ремеслу повивальной бабки?
Все базировалось не только на традициях и поверьях, как могло показаться. Так, в середине XVIII века для подготовки повитух были организованы специальные высшие повивальные институты и средние повивальные школы. Учебные заведения существовали вплоть до 1917 года.
Во второй половине XIX века специально обученные акушерки и врачи принимали лишь 2% родов в стране. Остальным приходилось обращаться к местным повитухам. В Российской империи было три профессиональные группы женщин, помогавших при родах, поэтому вышеобозначенные понятия разделились.
Так, повивальная бабка имела высшее медицинское образование, у сельской повивальной бабки было среднее, а у просто повитухи — заочное образование.
С течением времени повитухи в традиционном понимании исчезли. Сегодня их место занимают акушерки с медицинским образованием. Хотя наверняка где-то в глубинке, где нет больниц, еще можно встретить представительниц этого ремесла.