Xin/Unsplash
Xin/Unsplash
жизнь

Основателя студии геймдизайна обвинили в похищении ребенка. Что известно об этом?

Жена Николая Дыбовского заявила, что он ее шантажировал и выкрал сына, а также избил ее отца

Основателя студии геймдизайна Ice-Pick Lodge Николая Дыбовского обвинили в попытке украсть ребенка и алкоголизме. Он оказался в центре скандала с подачи жены, с которой сейчас находится в процессе развода. Рената Курляндцева рассказала, что супруг шантажировал ее деньгами и пытался заставить переехать, чтобы ему было проще контролировать девушку и их сына, а в итоге просто выкрал мальчика и пытался увезти. Рассказываем все подробности громкой истории, а также разбираемся вместе с юристами, защищает ли как-нибудь закон в такой ситуации мать.

Что известно о конфликте между супругами?

По словам Ренаты, Николай на протяжении всех отношений был склонен к пьянству, но до рождения ребенка старался скрывать пристрастие к алкоголю. Курляндцева поделилась, что он много раз обещал бросить пить, однако этого не происходило — в итоге к 2024 году пьянство супруга стало бесконтрольным и дошло до того, что он поднял руку на жену при трехлетнем ребенке.

В тот же вечер Курляндцева собрала вещи и уехала вместе с сыном, однако, по ее словам, Дыбовский заметил это не сразу, поскольку после конфликта ушел в бар и продолжил пить.

Курляндцева также рассказала, что, протрезвев, супруг начал пытаться вернуть ее не только уговорами, но и угрозами. В итоге она уехала с ребенком к своим родителям в Крым. Рената провела там детство и чувствовала в этом месте себя спокойнее и безопаснее, нежели в Москве, где муж мог преследовать ее.

Что за история с похищением ребенка?

Через несколько месяцев, когда Дыбовский убедил Курляндцеву в том, что начал лечиться от алкоголизма, она сообщила ему свое место жительства в Крыму и приглашала его видеться с сыном. Также девушка сама организовывала встречи ребенка с отцом, когда приезжала в Москву.

Николай, по словам его жены, переоформил документы в своей фирме таким образом, чтобы официально его доход был нестабильным. Это позволило ему не фиксировать алименты, и супруге он выплачивал по 20 тыс. руб. каждый месяц, поскольку, по его словам, не хотел потерять контроль над Курляндцевой. Более ощутимую финансовую помощь в содержании сына он предложил только в том случае, если Курляндцева переедет обратно в Москву — в квартиру, которую снимет Дыбовский (и будет иметь ключи от нее).

Также он потребовал, чтобы женщина прекратила общение со своей семьей и не показывала им даже фотографии ребенка. Помимо этого, он хотел, чтобы каждый месяц сын на 15 дней оставался с отцом без присутствия жены и отправлялся с ним в заграничные поездки. При этом Курляндцева рассказала, что Дыбовский даже в трезвом состоянии терял сына, нарывался на уличные драки в его присутствии и водил малыша гулять по заброшенным домам.

По итогу суд постановил, что до конца бракоразводного процесса ребенок должен жить с матерью. По мнению Курляндцевой, тогда Дыбовский и начал продумывать план похищения, который позднее реализовал вместе со своей любовницей, с которой встречается уже больше года (на момент похищения и до сих пор Дыбовский и Курляндцева все еще состоят в официальном браке).

В итоге во время одного из визитов в Крым Дыбовский попытался реализовать план похищения. Во время свидания с сыном, где присутствовали оба супруга, Дыбовский убедил жену, что больше не хочет скандалов и хочет решить все мирным путем. Курляндцева отпустила мальчика с отцом в игровую комнату, откуда он и вывел ребенка под предлогом покупки подарка для мамы.

Курляндцева пыталась вернуть сына, но Дыбовский заявил, что теперь он будет жить с ним, а видеть с матерью он будет только при условии, что она будет отдавать ему ключи и телефон перед встречей. Девушка обратилась к правоохранителям, но никаких действий с их стороны не было, поэтому она решила первым же поездом поехать в Москву и обратиться в органы опеки, а также оформить запрет на выезд ребенка за границу (поскольку Дыбовский грозился увезти сына).

Но ехать никуда не пришлось — на той же станции Курляндцева и ее отец встретили Дыбовского в компании его любовницы. Был там и ребенок, которого они хотели той ночью вывезти с полуострова в Москву. В итоге мальчика удалось забрать, но в ходе конфликта отец Курляндцевой получил сотрясение мозга — как только девушка взяла сына на руки, супруг ударил ее по голове, а затем избил вступившегося за нее отца.

Есть ли вообще в России статья за похищение ребенка одним из родителей?

Адвокат по семейным делам Илья Титов рассказал «Постньюс», что в России нет такого понятия, как похищение одним из родителей, а по законодательству считается, что отец или мать априори не может украсть собственного ребенка.

Если один из родителей удерживает ребенка при себе, а второй пытается его забрать, нужно вызывать полицию, пояснил Титов. Если в момент конфликта показать судебное решение, что ребенок должен находиться с мамой, то из отделения полиции женщина уезжает с ребенком, а мужчина — один. Но проблема в том, что ситуация может повториться чуть ли не сразу на ступеньках отделения, когда родители выйдут из здания, заключил он.

Семейный юрист Анна Фролова подтвердила, что если отец не ограничен в родительских правах или не лишен их, ему действительно очень сложно запретить забрать своего сына. Но, поскольку здесь есть судебное решение о том, с кем должен жить ребенок, есть вариант разрешения ситуации по закону. Нужно обратиться в суд за получением исполнительного листа об обязании отца ребенка передать его матери (если такое решение имеется) и подать его в Федеральную службу судебных приставов. Там будет возбуждено исполнительное производство. Если в решении суда отсутствует формулировка «об обязании передачи ребенка матери», по словам Фроловой, нужно подать дополнительно исковое заявление с вышеуказанным требованием.

Поскольку героиня истории обращалась в полицию, можно следом обратиться к инспектору по делам несовершеннолетних о возбуждении административного производства по неисполнению решения суда. В п. 2 ст. 5.35 КоАП РФ говорится, что под это подпадает нарушение родителем или опекуном права несовершеннолетнего на общение с родителями или близкими родственниками, а также неисполнение судебного решения об определении места жительства ребенка.

Это нарушение влечет штраф от 2 до 3 тыс. руб. Хоть это и несущественные суммы, сам факт возбуждения административного дела гораздо важнее. Фролова пояснила, что если решение суда не будет исполнено (то есть ребенок не будет возвращен матери), мать может обратиться уже за возбуждением уголовного дела по ст. 315 УК РФ.

Можно ли защитить ребенка от подобной ситуации при разводе родителей?

По словам Фроловой, главное в случае развода родителей несовершеннолетнего — не только определить порядок общения, но и зафиксировать его соглашением у нотариуса или установить в судебном порядке. А после этого, как подчеркнула юрист, важно контролировать ситуацию, чтобы в случае, если папа взял ребенка погулять и не вернул, или мама взяла ребенка, например, к врачу и тоже не вернула, сразу действовать по плану. При таких обстоятельствах нужно подавать исполнительный лист судебным приставам и заявление в правоохранительные органы , а именно инспектору по делам несовершеннолетних.

Член российской Ассоциации репродукции человека и юрист Сергей Ратников тоже считает, что самым разумным в такой ситуации будет договориться еще на этапе подготовки к разводу и установить некий порядок опеки.

По его мнению, во-первых, это поможет уберечь ребенка от психологических травм, во-вторых, поможет избежать возможных противоправных действий со стороны одного из родителей. При этом Ратников отметил, что действующее законодательство не в полной мере проработало вопрос защиты прав несовершеннолетних в таких ситуациях.

Анастасия Мельник