Больше надежд нету: рецензия на фильм «Кончится лето» с Юрой Борисовым
В отечественный прокат вышел фильм «Кончится лето» с Юрой Борисовым. Сюжет строится вокруг истории двух братьев, один из которых только-только вернулся из тюрьмы, а второй собирается ехать в учиться в крупный город. Разбираемся, каким получился фильм и почему тюремно-пацанская тематика снова в фокусе.
Премьера: 27 февраля
Страна производства: Россия
Режиссеры: Максим Арбугаев, Владимир Мункуев
Автор сценария: Владимир Мункуев
В ролях: Макар Хлебников, Юра Борисов, Дмитрий Поднозов, Александр Мосин, Василий Щипицын, Иван Тарабукин, Батма Иманакунова, Денис Кузнецов, Альберт Алексеев, Павел Колесов и другие
Жанр: драма
Продолжительность: 1 час 58 минут
О чем фильм «Кончится лето»?
После возвращения из тюрьмы в родной якутский поселок Кеша (Юра Борисов) пытается начать новую жизнь. Он устраивается на работу в золотой прииск, надеясь накопить денег и помочь младшему брату Тиме (Макар Хлебников) поступить в институт. Поначалу все складывается неплохо: кругом всем свои — отец, брат, друзья, и даже работа на прииске не кажется изнуряющей.
Но вскоре из-за конфликта с начальством Кешу выгоняют из артели, а другой работы в поселке нет. Тем временем Тим поступает на платное и собирается улетать в Новосибирск. На какие деньги он будет учиться и жить в крупном городе — непонятно. Кеша решает отомстить бывшим работодателям (и попутно заработать денег) и похищает золото из артели. Конечно, в итоге все идет не так. Кеше приходится пуститься в бега, втянув в это и Тиму.
Какой получилась эта картина?
«Кончится лето» сначала кажется обычной чернухой, где есть только богом забытое село, быдловатые парни, водка и безнадега. Но стоит немного подождать — и перед нами появляются многослойные персонажи. Герои Борисова и Хлебникова настолько фактурны, что мотивация считывается с полуслова.
Режиссеры Владимир Мункуев и Максим Арбугаев сами родом из Якутии. Поэтому они особенно стремятся отразить аутентичность местных пейзажей и быта. Якутская природа выступает не просто фоном, а полноценным участником событий, отражая внутренние переживания героев, усиливая драматизм происходящего и добавляя больше тревожности. Суровые ландшафты якобы лета и удаленность от цивилизации дополнительно подчеркивают внешнюю и внутреннюю изоляцию персонажей, показывая, что в этих местах взросление происходит через травму.
«Кончится лето» — очень народное кино. В нем в какой-то мере находит отражение балабановская традиция, но создатели (в отличие от авторов того же «Брата») копают глубже и уж точно избегают романтизации криминальной жизни. В совокупности с понятной темой, узнаваемыми персонажами и разрывающим Цоем на фоне с его «Больше надежд нету» у фильма есть все шансы войти в условный список «важного российского кино».
Почему вообще тюремно-пацанская тематика сейчас так популярна? И популярна ли?
По последним ярким проектам — сериалу «Аутсорс» о том, как работники тюрьмы решили торговать смертной казнью, и самому фильму «Кончится лето» — может показаться, что сейчас в самом расцвете тренд на тюремно-пацанскую тематику. И в том, и в другом кино играют актеры, о которых постоянно пишут в медиа, следовательно, может показаться, что пацаны (а тут уже вспоминается и «Слово пацана») и тюрьмы сейчас повсюду.
Однако тема тюрем в культуре нашей страны находила отражение и раньше. В истории переплетаются события времен ГУЛАГа, криминальная субкультура 90-х и при этом тюремная стигматизация. Родственники многих прошли через лагеря и тюрьмы, а выражение «полстраны сидит, а полстраны охраняет» прочно укрепилось в обиходе.
Но если в 00-х в кино было больше криминальной романтики (вспомним культовые «Бандитский Петербург», «Бригаду», «Бумер», «Жмурки»), то уже спустя десяток лет режиссеры начали пытаться отрефлексировать тему преступления и наказания. Создатели фильмов стремились разобраться, кто, зачем и почему совершает противоправные действия, что происходит в местах лишения свободы и чем люди занимаются после отбывания срока. Здесь можно уже говорить о фильмах «Бык», «Человек из Подольска», «Нашла коса на камень», «Майор», «Текст». Авторы этих лент пробовали показать скрытые механизмы общества, где тюрьма, путь до нее и существование после становятся зеркалом самой жизни.