Этот раз — точно последний: почему Трамп атаковал хуситов и нарушил обещание никогда не воевать?
15 марта Трамп приказал начать военную операцию против движения «Ансар Аллах» (хуситов) в Йемене после их атак на суда в Красном море в прошлом году. Два месяца назад он говорил, что сила «новой Америки» в том, чтобы конфликты предотвращать, а не наоборот. Разбираемся, как Трамп нарушил свои обещания не начинать новые войны и почему хуситы стали для него исключением из правил.
Что произошло в Йемене?
Перед ударами 15 марта американский президент потребовал от Ирана, главного сторонника хуситов, немедленно прекратить поддержку этой группировки. Он сказал, что если Иран будет угрожать США, то «Америка привлечет их к полной ответственности».
Однако в Тегеране не придали словам Трамп значения, заявив, что хуситы независимы и принимают стратегические решения самостоятельно. «Иран ответит решительно и разрушительно, если они [CША] воплотят свои угрозы в жизнь», — заявил после угроз Трампа командир иранских Стражей революции (КСИР) Хоссейн Салами.
Оказалось Трамп не блефовал. Удары, которым США подвергали Йемен все выходные, стали первой военной операцией Америки с момента вступления республиканца в должность. Как сообщают американские чиновники, они могут продолжаться неделями. Параллельно с ударами Трамп усилил санкционное давление на Тегеран, пытаясь усадить его за стол переговоров по ядерной программе. Иран воздержался от военного участия.
В результате американских ударов погиб по меньшей мере 32 человек и 101 получил ранения, в основном женщины и дети. Политическое крыло хуситов назвало удары «военным преступлением». Бомбардировки наносились по военным объектам хуситов в городе Таиз и Дахьян.
В ответ лидер хуситов Абдул Малик аль-Хуси заявил, что группировка будет атаковать американские корабли в Красном море, пока будут продолжаться удары по Йемену. В ночь на понедельник они атаковали американскую авианосную группу, выпустив 18 ракет и беспилотников по авианосцу «Гарри Трумэн» и сопровождавшим его военным кораблям.
Госсекретарь США Марко Рубио в интервью CBS News в воскресенье заявил, что за последние 18 месяцев хуситы нанесли более 170 ударов по американским военным кораблям. «По сути это банда пиратов с управляемым высокоточным противокорабельным оружием и системой взимания платы на одном из важнейших судоходных путей в мире. Это просто невыносимо», — сказал он.
С января 2024 года администрация Джо Байдена также пыталась ограничить возможности хуситов атаковать суда, но военными способом утихомирить их не получилось. Хуситы объявили о прекращении нападений лишь 19 января, мотивируя это перемирием в секторе Газа. По данным Объединенного морского информационного центра, с тех пор через этот район прошли по меньшей мере шесть кораблей США и Великобритании.
Трамп нарушил свое обещание?
Да, нарушил. В начале своего срока Трамп обещал не начинать новые войны, и завершить уже начавшиеся. В своей инаугурационной речи он говорил, что сила США в том, чтобы «остановить все войны и принести новый дух единства в мир, который был злым, жестоким и совершенно непредсказуемым».
Однако фактически администрация Трампа перешла к стратегии агрессивного сдерживания. 23 января Трамп подписал указ, который запустил процесс признания хуситов террористической организацией. В документе, опубликованном Белым домом, говорилось, что они поддерживаются Ираном и представляют угрозу для американцев и региональной стабильности.
Похоже, что после событий в Сирии Трамп намерен повторить попытки Байдена усадить ослабевший Иран за стол переговоров через удары по иранским прокси-силам в Йемене. И это при том, что Трамп уже добился сокращения нападений хуситов после подписания 15 января 2025 года прекращения огня между Израилем и ХАМАС.
Группировка даже подчеркивала, что будет следовать этому режиму прекращения огня, но отмечала, что атаки «будут возобновлены в случае агрессии» в их сторону. По всей видимости, Трамп не придал этому значения, как и своим словам на инаугурации.
О чем еще врал Трамп?
Расхождение слов с делами — нормальная практика для президента США. После первого срока Трампа в Белом доме аналитики из The Washington Post, Toronto Star и CNN приводили статистику по его «ложным или вводящим в заблуждение утверждениям». WP сообщила, что за четыре года у Трампа набралось свыше 30 тыс. таких заявлений. Пики пришлись на конец 2018 года (промежуточные выборы), на конец 2019 года (расследование импичмента), и на конец 2020 года (президентские выборы).
Пожалуй, самым ярким примером расхождения между риторикой и реальностью Трампа стало его фирменное обещание построить стену вдоль всей американо-мексиканской границы. В 2016-м Трамп говорил, что Мексика заплатит за его пограничную стену. Но в итоге «стена Трампа» за его первые четыре года обошлась американским налогоплательщикам примерно в $11 млрд.
Проект пограничной стены оставался практически нереализованным в течение первого года пребывания Трампа у власти, и, несмотря на сильный риторический акцент, строительство было завершено в ограниченном объеме.
Еще в 2016-м Трамп говорил, что у него не будет времени играть в гольф, если его изберут президентом. Но с момента вступления в должность он совершил более 290 визитов в свои гольф-клубы — абсолютный рекорд для любого президента. Общая финансовая стоимость для Америки? Более $141 млн.
Также Трамп ставил под сомнение предназначение НАТО, называя его «устаревшим» еще в 2016 году. Один из вопросов, который его раздражал, заключался в том, что члены альянса не справляются со своими обязанностями и не «платят по счетам».
Но в апреле 2018 года, принимая в Белом доме генсека НАТО Йенса Столтенберга, президент США заявил, что угроза терроризма вернула альянсу важность. «Я говорил, что НАТО устарел», — сказал Столтенбергу Трамп. «Это больше не так».
А спустя пару месяцев — в июле 2018 года — республиканец подтвердил свою поддержку на саммите альянса, но предположил, что США могут покинуть альянс, если союзники не согласятся с его бюджетными требованиями. Знакомая риторика, не правда ли? Все верно, не беспокойтесь, вы в 2025 году, просто, Трамп не изменился.