«Не дожмем, а добьем»: что происходит на фронте после освобождения Суджи?
С момента освобождения Суджи в Курской области прошло две недели. С тех пор движение войск замедлилось, однако это может быть только прелюдией к более масштабным событиям. Разбираемся, что происходит на фронте сейчас и чего ждать в ближайшие месяцы.
Наступление России в Курской области
ВС РФ практически полностью освободили Курскую область. На 28 марта ВСУ контролируют лишь два небольших участка около госграницы.
Первый — в районе поселка Олешня, что недалеко от недавно занятого МАПП «Суджа». Второй — это деревни Гуево и Горналь и прилегающие к ним лесопосадки. ВС РФ успешно продвигаются по направлению к обоим населенным пунктам, так что их освобождение — лишь вопрос времени.
Одновременно российская армия переносит боевые действия в Сумскую область Украины. Севернее Олешни она заняла несколько поселков по ту сторону госграницы. Сейчас активные бои идут в районе поселков Басовка, Журавка и Владимировка. Как сообщает Telegram-канал «Рыбарь», в этом районе ВСУ сосредоточили крупные резервы. Вероятно, поэтому продвигаться быстрее не получается.
Наступление ВСУ в Белгородской области
После поражения в Судже украинская армия, вопреки ожиданиям, не стала уходить в глухую оборону. Меньше чем через неделю, 18 марта ВСУ пошли в новое наступление — на этот раз на Белгородскую область.
Под ударом оказались приграничные поселки Демидовка и Поповка в Краснояружском районе. Telegram-канал «Военная хроника» сообщал, что туда перебросили подразделения ВСУ, которые вышли из Суджи. Наступление могли приурочить к переговорам президентов России и США Владимира Путина и Дональда Трампа 18 марта. Либо это попытка отвлечь курскую группировку ВС РФ от наступления на Сумщину.
Как бы то ни было, ВС РФ были готовы к такому развитию событий. По наступающим частям украинцев сразу же начали бить артиллеристы и операторы БПЛА, а солдаты на местах не дали им сходу прорваться вглубь Белгородской области.
Особенно отличились российские пограничники в Поповке. 25 человек приняли бой с противником, который в пять раз превосходил их по численности. Они попали в окружение, — чтобы не дать ВСУ закрепиться в поселке, россияне даже вызвали на себя огонь артиллерии. Но пограничники сумели продержаться достаточно долго, чтобы дождаться подкреплений и отразить нападение.
По последним данным, ВСУ сохраняют присутствие в Демидовке и Поповке. Они продолжают забрасывать туда подкрепления в надежде закрепиться в этих населенных пунктах. Но за 10 дней боев украинские военные не сумели полностью взять ни один из них — в реалиях СВО это можно считать провалом.
Что происходит на других участках фронта?
В остальной зоне СВО наблюдается относительное затишье. Весь март украинская армия пыталась контратаковать под Покровском, однако существенно отодвинуть линию фронта от города у нее не получилось. Аналогично ВСУ действовали в Торецке — Минобороны РФ объявило о его взятии 7 февраля. По некоторым данным, украинцам удалось проникнуть в город. Однако это не изменило ситуацию в их пользу.
В то же время у ВС РФ были тактические продвижения на нескольких участках фронта. В Запорожской области российские военные взяли деревню Пятихатки, а также завязали бои за ближайшие к ней населенные пункты Лобковое, Степовое, Щербаки и Малые Щербаки. В 2023 году этот участок фронта был одним из направлений украинского контрнаступления. Своими действиями ВС РФ обнуляют его последние результаты.
На границе ЛНР и Харьковской области ВС РФ смогли отбить у ВСУ поселок Терны, захваченный еще в 2022 году. Также они создали еще несколько плацдармов за рекой Оскол в районе Купянска.
Такая ситуация может говорить о том, что российская армия взяла оперативную паузу для подготовки к весенне-летней кампании. На ее подготовку указывает множество признаков. Так, 27 марта Путин выразил уверенность, что ВС РФ «не дожмут, а добьют» ВСУ. А российские военные эксперты убеждены, что активные боевые действия начнутся уже в первой половине мая.
Президент Украины Владимир Зеленский заявил, что новое наступление может затронуть Сумскую, Харьковскую и Запорожскую области. Впрочем, есть и другие потенциально перспективные направления, вроде Покровска и Константиновки в ДНР.