музыка

Альтушка-хейтер с верой в бога: каким предстал Pharaoh в альбоме «10:13»?

Под модные биты он говорит о христианстве, бабушкиной кошке, любви к жене и ненависти к так себе журналистам
Обложка альбома «10:13»/Соцсети Pharaoh
Обложка альбома «10:13»/Соцсети Pharaoh

Рэпер Pharaoh (или, если угодно, Глеб Голубин) 25 апреля выпустил альбом «10:13». Это первый его лонгплей с 2022 года. За 51 минуту Глеб Геннадьевич успел покрыть отборным матом всех, кого не переносит на дух, несколько раз признаться в любви к жене Соне Егоровой, рассказать, что у его бабушки уже полгода болеет кошка. Рассказываем подробнее, как рэп-легенда в «10:13» репрезентует неприязнь к нормисам и веру в бога (спойлер: жестко и эстетично).

Как жил Pharaoh в последние годы?

Вышедшая в ноябре 2022-го пластинка Philarmonia определенно была успешной. Все песни из нее попали в чарты, а хитовость треков «Идиот» и «Соната Ей» подтверждается до сих пор.

Появления на публике

Однако после Голубин залег на дно (что он периодически любит делать), в феврале 2023-го тихо женившись на финалистке 18 сезона «Битвы экстрасенсов» Соне Егоровой. Через полгода рэпер дал интервью журналу «Правила жизни», где рассказал о своей глубокой религиозности и нелюбви к шумным компаниям и публичной жизни. А потом снова пропал — до января 2024 года, когда он появился на публике с супругой на презентации сериала «Прелесть», для которого написал саундтрек «Цвет Золота».

Музыка

Творческие изыскания Pharaoh’a продолжались. Сравнительно продуктивным выдался 2023 год: Глеб выпустил микстейп Phrequency с христианскими нарративами (например, одна из композиций называется «Лазарь»). Если попробовать описать релиз одной строчкой, вероятно, лучше всего подойдет «Ты запомни, ***** [плохой человек], нет шансов против души чистой и моего опыта».

В том же году Голубин полностью написал музыку к альбому Лок Дога Mostalgia. В качестве исполнителя он появился в треках «Лекарство» и «Топь», где рассказал о своем взгляде на душу («Человек – тот, кому не ***** [плевать] на чужие беды») и неприязни к глупой толпе («Но я не могу стоять там, где стоял очередной ******* [тоже плохой человек]»). Однозначно рекомендуем послушать Mostalgia — это разнообразный, живой и качественный альбом с очень крутым продакшеном. А голоса Pharaoh’а и Лок Дога звучат рядом потрясающе органично.

В 2024 году у Голубина вышло два сингла: уже упомянутый «Цвет Золота» и Omega — коллаборация с крайне популярным среди зумеров американским исполнителем Destroy Lonely. Последний трек, кстати, оказался в эпицентре скандала, урегулировать который пришлось самому Дональду Трампу. По данным Mash, песню проспонсировал отечественный букмекер, заплатив за упоминание конторы 100 млн руб. Композицию не только про ставки, но и про непринятие новых вещей от Rick Owens успешно опубликовали, однако лейбл американского коллеги потребовал удалить песню из-за российского гражданства Глеба. В итоге история дошла через несколько рукопожатий до тогда еще кандидата в президенты США, который и утихомирил местных недоброжелателей.

Как готовился выход «10:13»?

С прошлого полноформатного релиза прошло три года, поэтому аудитория изголодалась по бессменному лидеру Dead Dynasty. Слухи о грядущем альбоме появились пару месяцев назад, но сам Глеб отмалчивался. У пластинки толком не было прогрева. 27 марта, в пятилетнюю годовщину релиза «Правила», на стримингах поменялась его обложка. За пару недель до дропа «10:13» появился фейковый трек-лист, где на фитах числились White Punk и Noa. Однако следом пришло быстрое и категоричное опровержение от звукорежиссера Pharaoh’а Вадима Bryte.

17 апреля Голубин опубликовал историю, где анонсировал выход «10:13». А потом он пообещал, что альбом будет опубликован в 10:13. Однако материал оказался в открытом доступе 25 апреля в 10:00.

Как звучит новый альбом Pharaoh’a?

В «10:13», который почти полностью спродюсировал сам Pharaoh, есть треки, достойные включения на сабвуфере где-нибудь в дороге, и любовные песни с легким звуком, и ретроспективная ностальгия по Москве нулевых под слегка причесанный калифорнийский бит тех же лет.

В агрессивных трэп-треках есть широкие синты, арпеджио, рваные вокальные семплы, давящие басы и очень мощные барабаны, которые то звучат сильно расширенно, то уходят фактически в моно. Хорошим примером служит титульный трек под названием «10:13» — в нем удачно сочетаются довольно типичная аранжировка в духе современной Атланты (к примеру, как в треках в Music от Playboi Carti) и высокий, давящий и глубоко уверенный голос Pharaoh’a. А периодические даблтаймы доводят до мурашек. Схожий сдержанный восторг вызывают песни «Москва (Не про)», «Факты», «Чисто символически», «Танцы на останках» и «Бензобак». Хотя последняя, будучи единственной совместкой на альбоме (если не считать ранее опубликованный трек Omega), кажется немного слабее остальных. Вероятно, в этом виноват Jeembo — не хотим опускаться до хейта, но за последние 10 лет Давид Джангирян (так его зовут на самом деле) вообще не поменял флоу. Его типичная начитка с легко предсказуемым построением строчек не вносит в «10:13» ничего, кроме добавления хронометража. Но мы можем только порадоваться воссоединению старых друзей.

Более легкие по Pharaoh’овской экспрессии треки вроде «Рок Стар Sh» (хотя бит на нем звучит куда жестче и грязнее, чем, например, в «Танцах на останках») и «Своя у каждого» тоже звучат свежо и приятно. А под лиричные «НЛО» и «Солнце» так и хочется признаться кому-нибудь в любви. В общем, как минимум, альбом не надоедает — большинство треков могут звучать на репите и не вызывать желания сходить к оториноларингологу.

В альбоме немало отсылок, и они порой настолько очевидны, что буквально проговариваются самим Глебом. Но их хочется воспринимать скорее как оммажи, аккуратные вкрапления чужого опыта в собственное видение музыки.

А что по текстам?

Pharaoh в своем творчестве всегда показывал некоторую отстраненность от общества и нередко метался между бесчисленными соблазнами и душевными терзаниями. В «10:13» он уместил ненависть к толпе, любовь к семье и веру в бога.

Голубин в этот раз предстает «добром с кулаками», о чем он прямо говорит в одной из песен. Для него, 29-летнего стадионного артиста, мир уже показал всю свою многогранность. При этом свой запал артист не растерял и уверенно устраивает в большинстве треков словесный массшутинг. Под раздачу опытного на оскорбления Глеба попадают все: сидящие в «Кофемании» темщики в мокасинах, так себе журналисты, нормисы, фанатки Анны Асти, проститутки с красных дорожек, стримеры, рэперы… Этот список можно продолжать долго. Pharaoh сетует на современный мир, где цифры в соцсетях оказываются значительно важнее духовности.

В большинстве случаев текстовая составляющая песен — чистый фарс, направленный на абстрактную массу. Адресных обвинений там нет, потому что Голубин хейтит не отдельных персон, а систему в принципе. Согласитесь, что строчки «С любой горою бабок можно быть говном и в Ницце// Не ***** ее [занимайся с ней сексом], если она вслух поет “Царицу”» можно переложить на тысячи, если не на миллионы людей.

Pharaoh считает, что можно сохранить в душе тепло и человечность, но вместе с этим воспитать в себе стойкость ко внешней угрозе. Он выступает в альбоме человеком с принципами и добродетелью в сердце. Да, рэпер жестко высказывается, но это не идет вразрез с его жизненной позицией, поскольку для Pharaoh’а важно поступать правильно с близкими. Поэтому в альбом очень плотно вплетается семейственность — он с трепетом отзывается о Соне Егоровой, которой посвятил два трека в «10:13».

В песне «Своя у каждого» рэпер и вовсе раскрывается так, как не делал этого в песнях никогда раньше, говоря о бабушкином умирающем питомице: «Я глажу кошку, ей 15, это бабушкино чадо// Она полгода как болеет, смерть — поганый отпечаток// Я не уверен до конца, что сам смог выплакать все слезы// Ба, мы боремся за Лорку, больше никогда не поздно».

А что до религии — хоть в целом и нельзя сказать, что это альбом набожного человека, каким называл себя Pharaoh в 2023-м, религиозный след заметен весьма отчетливо. Комбинация чисел «10:13» отсылает к «Первому посланию Коринфянам 10:13». В нем апостол Павел говорит, что бог контролирует человеческое искушение, но лишь настолько, чтобы ему можно было противостоять. Голубин же, обращаясь в интро к Новому Завету, прямым текстом заявляет: «Родная душа, извини// Но мы все одинаковы// Одинаково сильны пред теми, кто слабее// Одинаково слабы пред златом и маками».

Тема противостояния искушению пронизывает почти каждый трек. То Pharaoh описывает приезжих из регионов, которые изменяют себе, увидев деньги в Москве, то говорит о собственном выборе. В финальном треке Глеб подводит итог всему, что сказал в предыдущих. И одна из строчек звучит так: «Я верю в бога, в свою женщину и шрам в обмен на мастерство».

Каковы выводы?

Мы не станем делать их за вас — лишь порекомендуем самостоятельно послушать трек за треком. Понравятся ли они конкретно вам? Об этом судить не можем. Но знаем точно: альбом получился крайне удачным.

Данила Желяев