Провокация или грядущее изменение стратегии ВСУ? Эксперты — о снятии ограничений на дальность ударов
Поддержка Украины Западом вышла на новый уровень. По словам канцлера ФРГ Фридриха Мерца, Германия, Великобритания, Франция и США официально сняли ограничения на дальность применения оружия, поставляемого ВСУ. Мерц отметил, что теперь удары по территории России — не табу, а часть стратегии обороны ВСУ. В то же время вице-канцлер Ларс Клингбайль утверждает, что политика его страны в отношении дальнобойного оружия осталась прежней. Разбираемся, можно ли считать произошедшее точкой невозврата.
Что меняется в использовании оружия
До сих пор Украина фактически не могла использовать дальнобойные ракеты для ударов по объектам за пределами своей территории. Формально — из-за условий поставок, неформально — из-за страха эскалации. Теперь этот Киев получил зеленый свет для ударов по тылам российской армии — логистическим хабам, складам боеприпасов, командным пунктам и аэродромам.
«Речь не о тактике, а о демонстрации решимости, — рассказал политолог Игорь Кудашов в беседе с «Постньюс». — Это сигнал прежде всего Москве и внутренним западным аудиториям: Европа больше не будет действовать в унисон с возможной стратегией [президента США Дональда] Трампа. Впервые за два года ЕС идет на опережение».
Сооснователь и редактор проекта «Ватфор» Сергей Полетаев заявил «Постньюс», что это не более чем классическая провокация. «Но количественно эти поставки не изменят баланс, — говорит он. — Чтобы это произошло, нужно не 100, а тысячи таких ракет. Пока их нет. В военном плане фронт от этого не изменится, но медийная картинка будет яркой — Европа якобы подставила плечо, несмотря на Трампа».
Речь идет не только о снятии ограничений, но и де-факто о признании Западом своей роли в конфликте. По словам экспертов, это важный политический сигнал.
Политолог Василий Колташов настаивает, что таким образом Запад с головой уходит в прокси-войну. По его словам, он проверяет, как глубоко можно бить по территории России. «Формально — ракеты украинские, но по сути это участие в конфликте, — сказал «Постньюс» эксперт. — Это больше психологическое давление, чем попытка изменить баланс сил».
Такое решение было бы немыслимым год назад. Но теперь — это не просто жест доброй воли, а новая фаза западной поддержки, где ставка делается на более активное участие в боевых действиях. Военный эксперт Дмитрий Стефанович заявил в разговоре с «Постньюс», что «в интересах Москвы по-прежнему — не допустить расширения конфликта».
Ракеты Taurus: что известно
Германия рассматривает поставки крылатых ракет Taurus, дальнобойных аналогов британских Storm Shadow, но с еще большим радиусом действия — до 500 км. Такие ракеты позволяют ВСУ наносить высокоточные удары глубоко в тылу — вплоть до логистических узлов в приграничных регионах России.
«Taurus — это последнее, что осталось у Европы из высокотехнологичных дальнобойных систем, — подчеркивает Полетаев. — У Германии, возможно, от 100 до 200 таких ракет. Это “фамильная шкатулка” Европы — их быстро израсходуют, как SCALP/Storm Shadow».
Хотя для передачи Taurus потребуются согласование с союзниками и время на подготовку расчетов, сам факт обсуждения уже говорит о многом. Германия готова делать «все возможное», подчеркивал канцлер Мерц в своем обращении.
«На символическом уровне — это кульминация попыток Берлина доказать, что он готов к самостоятельной внешнеполитической роли, — считает Кудашов. — Но поставок будет немного. Основная ставка здесь — не на массированное применение, а на демонстрацию готовности идти дальше прежних красных линий».
Что изменится в стратегии ВСУ
Формально речь идет просто о снятии технических ограничений. Фактически — это политический поворот: Европа и США больше не ограничиваются обороной Украины, теперь — это поддержка с прицелом на перелом в конфликте.
«Важно понимать: это больше о политической воле, чем о военной мощности, — добавляет Кудашов. — Европа через этот шаг демонстрирует, что она готова играть в долгую игру, даже если США осенью изменят курс».
«Сейчас ВСУ держат оборону и пытаются продлить боевые действия за счет медийной картинки, — объясняет Полетаев. — Ракеты создадут эффект “мы еще бьемся, несмотря на Трампа”, но реального изменения на фронте это не даст». Этой позиции придерживается и эксперт Стефанович, заявляя, что новые ракеты — скорее поддержка обороны, чем попытка перейти к наступательной стратегии.
Ответ России на заявление Германии и Запада
Глава комитета Госдумы по обороне Андрей Картаполов заявил, что теперь под угрозой оказываются все европейские города, и Россия готова ответить решительными мерами. Депутат Виктор Водолацкий пообещал применение «другого оружия» для защиты российских территорий в случае подтверждения поставок дальнобойных ракет Украине.
Военный эксперт Алексей Леонков предположил, что РФ может расширить буферную зону безопасности до 300 км, что охватит значительную часть Украины.
«Если самолеты с ракетами будут размещаться в Польше или Румынии — они становятся законной военной целью. Это не значит, что мы вступаем в войну с НАТО», — отметил эксперт Полетаев.
Перемирие России и Украины: что теперь с переговорами
Согласия не видно даже внутри самой Германии. Так, спустя несколько часов после заявления Мерца вице-канцлер Ларс Клингбайль выступил с утверждением, что никаких новых соглашений, выходящих за рамки предыдущих, не заключалось.
«Россия уже отменила предварительные условия, но Киев просто хочет паузу — минимум 30 дней, чтобы перегруппироваться, — утверждает Колташов. — Москва на это не пойдет. Потенциал для реальных переговоров на 2025 год уже исчерпан».
По мнению аналитиков, произошедшее «снимает тормоза» для ВСУ. «После таких решений Запада любые форматы переговоров теряют реалистичность, — уверен Кудашов. — Европа сейчас не сигнализирует о мире — она сигнализирует о терпении и стратегической выдержке. Это значит, что 2025-й будет годом на истощение».
А Стефанович видит в происходящем «явную попытку усилить переговорную позицию Киева», однако, по его словам, о последствиях для дипломатического процесса говорить рано.