общество

Овербукинг в России: как легализуют продажу лишних билетов и кто окажется в пролете

Минтранс РФ обсуждает его с перевозчиками и представителями организаций по защите прав потребителей
KOEN VAN WEEL/EPA/ТАСС
KOEN VAN WEEL/EPA/ТАСС

В России могут легализовать практику овербукинга — Минтранс уже обсуждает детали с представителями авиационного сообщества и потребительскими организациями. Какие категории граждан защитят от овербукинга, прекратится ли практика «разделения семей» и на какую компенсацию смогут рассчитывать пассажиры? Рассказываем.

Что такое овербукинг

Это практика продажи большего количества билетов или броней, чем доступно мест. В основном этот механизм распространен в сфере пассажирских перевозок, но иногда встречается и в гостиничном бизнесе. Компании используют овербукинг, чтобы минимизировать убытки, если часть пассажиров не приезжает в аэропорт на рейс или отменяет бронь отеля. Считается, что овербукинг помогает оптимизировать загрузку воздушных судов.

По статистике, если самолет имеет вместимость на 150 кресел, то на него могут продать 160 билетов, так как показатели указывают, что в среднем 10-15% пассажиров могут не явиться на свой рейс. Если мест в салоне не хватает, некоторые пассажиры могут столкнуться с отказом в посадке. Тогда авиакомпания обязана предложить альтернативные варианты перевозки или вернуть стоимость билета.

В настоящее время российское законодательство не регулирует возможность применения овербукинга. Продажа авиабилетов в количестве, превышающем число мест на борту, не предусмотрена и не допускается, но время от времени происходит.

Какие механизмы по введению овербукинга разрабатывает Минтранс

Пассажир, столкнувшийся с овербукингом сейчас, никак не защищен законодательно, но может потребовать соблюдения своих прав: возврата средств за билет, предоставления билета на другой рейс,  обеспечения водой, питанием, а при длительной задержке рейса оплатить размещение в гостинице и организовать туда трансфер.

Председатель Общероссийского объединения пассажиров (ООП) Илья Зотов в беседе с «Постньюс» заявил, что организация при разработке механизма по внедрению овербукинга, выступает за предоставление компенсаций пассажирам и предлагает закрепить несколько категорий граждан на которых практика сверхпродажи билетов распространяться не будет. Спикер добавил, что остальных пассажиров необходимо информировать об овербукинге, чтобы каждый самостоятельно принимал решение в возникшей ситуации.

«Мы предлагаем ввести компенсацию за овербукинг в размере 200% от стоимости билета с сохранением его на следующий рейс. Сейчас необходим цивилизованный подход, например, студенты при сверхпродаже билетов могут воспользоваться вариантом полететь позднее на несколько часов и получить компенсацию, но задержка не должна превышать 24 часов. Эта норма будет зафиксирована законом. Семьи, дети, люди с ограниченными возможностями будут защищены от овербукинга. А сейчас в перелете могут отказать кому угодно», — сказал Зотов.

По словам спикера, сейчас обсуждается введение овербукинга в тестовом режиме на двух направлениях — Сочи и Санкт-Петербурге. Исключением станут рейсы на Дальний Восток из-за своей большой протяженности, отметил Изотов. «Овербукинг нужен на направлениях с большой частотой рейсов. В Петербург рейсы летают вообще каждые полчаса, ничего страшного не произойдет, если пассажир полетит на 30 минут позже и получит компенсацию», — резюмировал эксперт.

О необходимости цивилизованных механизмов регулирования овербукинга рассказали «Постньюс» и в Бюро расследований Народного фронта. Заместитель руководителя организации, эксперт направления «Народный фронт. Аналитика» Валерий Горюханов отметил, что прежде всего посадку в самолет нужно гарантировать семьям с детьми, ветеранам, участникам СВО и маломобильным гражданам. По мнению спикера, необходимо обязать авиакомпании заранее, за несколько часов до вылета, предлагать добровольно отдельным пассажирам перейти на альтернативный рейс с материальной или иной компенсацией.

«Так пассажир будет защищен от невылета и сможет скорректировать свой график, если сам захочет этого. Также важно упростить документооборот, чтобы получение компенсаций не растягивалось на длительное время. Овербукинг позволяет эффективнее управлять загрузкой рейсов и снижать убытки от неявки пассажиров и в конечном счете, помогает сдерживать рост цен на билеты для всех. Во-вторых, легализация даст возможность работать в правовом поле, по понятным и прозрачным правилам», — пояснил Горюханов.

Что говорят организации по защите прав потребителей

В Национальном союзе защиты прав потребителей сообщили «Постньюс», что считают овербукинг недобросовестной практикой, с которой нужно бороться. В пресс-службе организации добавили, что никаких правил «овербукинга», «лоубукинга», «мезабукинга» и прочих «выдуманных мудреных терминов, оправдывающих некрасивые поступки авиакомпаний» быть не должно.

«Несмотря на добросовестно купленный билет, выступающий договором о перевозке, потребителю предлагают подождать другой рейс, небольшую компенсацию и бесплатный кофе. Но это фактически означает односторонний отказ от исполнения договора без уважительной причины. В этом случае компенсации, согласно ГК, подлежит не только прямой, но и косвенный ущерб, включая упущенную выгоду, а также моральный вред. От того, что вместо вас на следующем рейсе высадят очередного неудачника, поверившего перевозчику, и еще несколько “овербукеров”, — не легче», — сообщили в пресс-службе.

По мнению Национального союза защиты прав потребителей, в России нужно запретить практику овербукинга. Там напомнили, что человек пользуется авиаперевозками потому, что ему важно успеть куда-то (и он рассчитывает, что доберется вовремя).

Что думают представители авиационной сферы

В некоторых странах параметр компенсации за овербукинг остается на усмотрение перевозчика, заявил «Постньюс» исполнительный директор агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев. По его словам, если размер компенсации такой, что пассажир, которому придется ждать следующего рейса сутки, получит выплату, заведомо превосходящую выгоду авиакомпании, то перевозчик на такой риск никогда не пойдет.

«Сейчас речь идет о том, чтобы легализовать практику овербукинга, то есть прописать в нормативно-правовых актах, что это такое и какую ответственность понесут авиакомпании перед потребителем, которому отказано в перевозке. Например, европейско-американский подход предполагает, что пассажир, попавший в овербукинг, не теряет права на перелет по оплаченному направлению. авиакомпания в свою очередь предлагает ему какую-то компенсацию и варианты проезда до места назначения», — сказал спикер.

Пантелеев отметил, что смысл продажи билетов сверх числа мест в том, что каждый авиаперевозчик имеет статистику по неявке пассажиров на то или иное направление. По словам эксперта, стабильно 5-10 человек не прибывают на рейс вместимостью в 200 кресел, соответственно, авиакомпании перепродают эти билеты другим гражданам. Чтобы авиакомпании не злоупотребляли овербукингом, было принято решение определить категории пассажиров, которым не откажут в проходе на борт, добавил спикер.

Павел Деденко
ВК49865