ИИ и медиа: как нейросети уже перевернули правила игры — взгляд Максима Иксанова
ИИ уже изменил все привычную работу в медиасфере — это подтвердили участники ЦИПР-2025, обсуждая угрозы авторским правам и будущее журналистики. Рассказываем о вызовах для медиа, которые ставит искусственный интеллект.
Что это за мероприятие?
В Нижнем Новгороде продолжает работу крупнейшая цифровая конференция страны — ЦИПР-2025, посвященная трансформации экономики в эпоху данных. Главная тема этого года — «Вектор прогресса в эпоху данных»: эксперты, бизнес-лидеры и чиновники обсуждают, как искусственный интеллект меняет промышленность, государственное управление и, конечно, медиа.
Особенно всех волновали проблемы, с которыми ни новые, ни «старые» медиа еще не сталкивались ранее. На пленарной сессии по этому вопросу выступили все гиганты индустрии, такие как Андрей Цыпер (Rambler&Co) и генеральный директор News Media Holding (NMH) Максим Иксанов.
В своем выступлении Максим Иксанов подчеркнул, что медиа сегодня сталкиваются с серьезным вызовом: массовое распространение нейросетей и генеративного контента создает угрозу правам правообладателей. «Мы видим, что технологии ИИ способны не только создавать тексты и видео, но и подменять источники информации, — отметил Иксанов. — Это угрожает уникальности журналистского контента и ставит под сомнение традиционные механизмы защиты авторских прав».
Эксперты обсудили и другие острые вопросы: от этики в эпоху deepfake-контента до путей сохранения доверия аудитории. В итоге участники единодушно сошлись во мнении, что медиаиндустрии нужны новые подходы к регулированию ИИ, а также пересмотр моделей монетизации — чтобы защитить права создателей и сохранить прозрачность в цифровой среде.
ЦИПР-2025 продлится до 3 июня, а итоговые рекомендации экспертов будут направлены правительству и профессиональным ассоциациям для того, чтобы уже госорганы разобрались, как же традиционным СМИ работать в эпоху ИИ.
О ИИ и конкуренции: скорость против качества
Искусственный интеллект становится новым конкурентом для традиционных медиа, предупредил генеральный директор NMH Максим Иксанов. По его словам, медиахолдинги уже сталкиваются с платформами, которые с помощью нейросетей мгновенно перерабатывают оригинальные новости и зарабатывают на этом:
«Раньше это были недобросовестные журналисты, теперь — алгоритмы. Сайты переписывают наши Telegram-новости за минуты, зарабатывая трафик и деньги. Мы ведем борьбу с роботами, и она пока не в нашу пользу», — отметил он.
Эксперты сошлись во мнении, что в этом контексте встает ключевой вопрос: как найти баланс между скоростью распространения новостей и сохранением их качества. По словам Иксанова, медиаиндустрия должна выработать новые правила работы с искусственным интеллектом, чтобы защитить интересы журналистов и сохранить доверие аудитории.
О авторских правах и «тихой революции» в СМИ
Глава медиахолдинга подчеркнул, что современные языковые модели, такие как GPT и аналоги, обучаются на статьях журналистов, но при этом не компенсируют их труд.
«Как New York Times судится с tech-гигантами, так и мы должны защищать контент. Специпроекты, лонгриды и прочие материалы создаются по крупицам, уникальными людьми — а ИИ использует их бесплатно», — заявил Максим Иксанов.
Как пример «революция» в музыке: в 2024 году искусственный интеллект создал кавер-версию песни Аллы Пугачевой, которая набрала миллионы просмотров и вызвала бурю обсуждений в соцсетях — что же лучше неповторимый оригинал или реалистичная пародия. Позже «искусственный» трек даже перепел Филипп Киркоров, продемонстрировав.
Иксанов подчеркнул, что подобные кейсы в музыке и медиа — лишь верхушка айсберга. А в это время, именно журналисты и редакторы остаются фундаментом качественной информации, которую нужно защищать как интеллектуальную собственность.
О будущих медиа: где место человека
По словам Иксанова, в эпоху поисковиков аудитории все равно, кто именно дает ответ — профессиональные журналисты или алгоритм.
«Люди спрашивают: “Что случилось?” или “Как почистить картошку?” — и получают ответ от кого-то, например, от ИИ. Мы приходим к выводу, что бренды медиа могут стать не нужны», — отметил он.
Однако, по мнению Иксанова, решение проблемы в автоматизации рутинных задач, таких как мониторинг новостных лент и создание шаблонных новостей. Это позволит освободить время для креативных профессий — например, промо-режиссеров, которые все чаще учатся работать с ИИ.
«С быстрыми новостями у нас еще есть фора. Мы активно развиваем собственные технологии, которые будут шерстить паблики в поисках необычных историй. Люди переживают, что будут исчезать рабочие места, а мне кажется, что это наоборот шанс — как для творческих специалистов, так и для тех, кто привык к монотонной работе. Они смогут применить свои навыки в новых задачах, а нейросеть станет их помощником», — подчеркнул глава холдинга.
Медиа вступают в новую эру, и ключевым вызовом остается грамотное использование. Это пока самая сложная проблема для современных СМИ.
Как тогда бороться с дипфейками?
Чем стремительнее развиваются технологии дипфейков, тем внимательнее нужно быть человеку и тем больше должно быть развито его критическое мышление, считает исполнительный директор по медиа Rambler&Co Андрей Цыпер.
«Если раньше на создание одного дипфейк-видео требовались 3-4 недели работы в студии с хорошим оборудованием, то сейчас это делается буквально за считанные часы. В результате возрастает угроза распространения дезинформации», — подчеркнул он.
Чтобы противостоять армии «красиво прорисованных клонов», Rambler&Co сейчас особенно внимательно следит за фактчекингом новостей.
«Журналисты нашего холдинга самостоятельно проверяют все материалы перед публикацией. Это своего рода “человеческий фильтр”, который помогает избежать ошибок и фейков. При этом мы активно интегрируем ИИ в рутинные производственные процессы, чтобы высвободить время для более сложных и творческих задач», — отметил Цыпер.