Поколение Z: кто такие зумеры

Когда звучит слово «зумер», на ум сразу же приходят молодые люди, которые не выпускают из рук смартфон, не вылезают из соцсетей и все время слушают рэп. Они подкованы в IT, но слишком ранимы и чувствительны, из-за чего их часто называют «снежинками». Это описание, конечно же, изобилует стереотипами. И за ним не видно настоящего лица поколения Z.

Кто такие зумеры на самом деле? Кем они считают себя, во что верят и каким видят будущее? На эти вопросы попыталось ответить издание Vice, которое провело исследование, чтобы узнать, чем дышит молодежь (речь, конечно, об американцах). Его результаты – в нашей адаптации.

Для справки:

Термины «зумер», «миллениал», и «бумер» появились благодаря теории поколений Уильяма Штрауса и Нила Хау. Они выделили четыре поколения, каждое из которых имеет свои стереотипные особенности. Бумеры родились в 1943-1960 гг., их считают консерваторами; поколение X (1961-1981 гг.) называют циниками; миллениалов (1982-2004 гг.) — избалованными лентяями; а зумеров (2000 г. – наст. время) — чувствительными и зависимыми от технологий.

Vice называет поколение Z самым разнообразным в истории. Его главная особенность — текучесть (fluidity). Зумеры не признают «устаревших рамок», отказываются давать четкие определения своему гендеру и сексуальной ориентации и выступают за полную свободу самовыражения.

Зумеры убеждены, что через 10 лет такие понятия как раса или гендер будут иметь куда меньший смысл, чем сейчас, а главным способом самовыражения станет работа.

Уже сейчас 48% зумеров не считают себя гетеросексуалами. Впрочем, это вовсе не означает, что все они поголовно геи и лесбиянки. 41% респондентов вообще уклонились от четкого гендерного самоопределения — ни не мужественные и не женственные, а нейтральные (что бы это ни означало).

Поколение Z вообще хорошо известно тем, что может описать себя разными причудливыми терминами. Однако, исследование Vice показало, что отношение к определениям и ярлыкам у них двоякое.

Так, 55% респондентов считают, что личностные определения помогают лучше понять другого человека. При этом 47% утверждают, что использование ярлыков в общении создает лишние барьеры. И нет, это не потому, что терминов слишком много. Как раз наоборот: зумеры считают, что их слишком мало, чтобы полностью отразить глубину личности человека. Так считают 67% опрошенных.

Большинство зумеров (62%) убеждены, что человек может использовать любое самоопределение, какое посчитает нужным. Для сравнения: среди миллениалов так считают 52%, а из поколения X с этим утверждением согласны только 36%.

Как и другие поколения, зумеры чувствуют себя комфортнее всего к кругу близких друзей. Однако, среди них значительно чаще встречаются те, кто может быть самим собой только в онлайне (привет вездесущим телефонам). Такой ответ дал каждый третий опрошенный (у миллениалов и поколения X таких только 20% и 10%).

Зумеры твердо убеждены, что каждый человек имеет право быть самим собой: 96% считают, что любой человек может любить того, кого хочет; 94% верят, что люди должны иметь равные возможности в работе вне зависимости от расы, гендера, религии и возраста.

Свободу самовыражения они считают критически важной, поэтому ее нужно поддерживать и защищать. Как это делать зумеры тоже знают: нужно поддерживать разнообразие и инклюзивность в школах, ужесточать государственную антидискриминационную политику, проводить рабочие инструктажи, а также улучшать экономическое положение меньшинств.

Впрочем, по их мнению, самым эффективным способом борьбы с дискриминацией является образование. 75% респондентов Vice ожидают, что к 2030 году уроки по разнообразию и инклюзивности включат в обязательную школьную программу. 65% считают, что этому должны обучать и на работе.