«Индекс бигмака»: что бургер может рассказать о рубле?
Как объяснить экономику простыми словами? Финансисты придумали креативный способ сделать это, рассказывая о сложных процессах с помощью бургеров из McDonald’s. Впервые «бургерономика» появилась в 1986 году — с тех пор она приобрела большую популярность и породила множество аналогов. Сегодня аналитики пускают в ход все: чашки латте, айфоны, банки пива и даже свидания. Как это работает и что обычный бигмак может рассказать о курсе рубля? Разбираемся.
Что такое «индекс бигмака»?
«Индекс бигмака» — это полушуточный экономический показатель, который используют для определения реальной ценности валют. Его придумала экономический обозреватель журнала The Economist Пэм Вудалл в 1986 году. Методика строится на теории паритета покупательной способности, которая гласит, что при отсутствии транспортных и иных издержек один и тот же товар должен иметь равную ценность во всех странах.
The Economist решил взять за основу стоимость гамбургеров из McDonald’s в разных государствах. Их можно купить практически в любой стране, поэтому бигмаки — удобная переменная для такого анализа. В качестве базовой валюты, с которой сравнивают все остальные, обычно берут доллар. Однако «индекс бигмака» могут рассчитывать и по отношению к евро, фунту, йене и юаню.
На практике методика работает так: экономисты берут стоимость гамбургера в США и другой стране, а затем сопоставляют их. Например, в январе 2022 года в США один бигмак стоил $5,81, а в России его продавали за 135 рублей (или $1,76 по текущему курсу). Это противоречит теории паритета покупательной способности, ведь по ней бигмаки в обеих странах должны стоить одинаково.
Чтобы валюты пришли к равновесию, курс доллара должен составлять не 77, а 23,24 рубля (или хотя бы стремиться к этому значению) — только в таком случае бигмак будет стоить по $5,81 и в России, и в США. Выходит, что курс отечественной валюты по отношению к доллару занизили на 70%. По этому показателю она занимает последнее место в мире сразу же после турецкой лиры — она недооценена почти на 68%.
«Индекс бигмака» показывает, что доллар переоценен по сравнению с большинством других валют. В этом году исключением стали только норвежская крона и швейцарский франк. Курс последнего завысили на 20,2%, что делает его самой переоцененной валютой в мире.
Как еще считают паритет покупательной способности
После появления «индекса бигмака» экономику стали измерять не только бургерами. Теория покупательной способности позволяет пустить в ход все, что можно купить и продать.
В 2007 году свою версию «индекса бигмака» представил австралийский банк Commonwealth Securities, который решил считать валюты по продуктам Apple. Сначала он сравнивал цены на iPod, а затем переключился на iPhone и iPad. В 2017 году газета The Wall Street Journal попыталась сравнить валюты с помощью «индекса латте», взяв за основу стоимость маленьких чашек кофе из Starbucks в Нью-Йорке.
Аналитики Deutsche Bank пошли дальше и придумали сразу два показателя — «индекс вредных привычек» и «индекс свиданий». В первом случае они рассматривают цены на пиво и сигареты, а во втором рассчитывают среднюю стоимость свиданий в крупных городах мира (в нее вошли поездка на такси, ужин на двоих, два билета в кино и два бокала пива).
У немцев есть и «золотая» вариация «индекса бигмака» — «индекс голд -мака». Его разработал портал Gold.de для определения покупательной способности золота и евро по бургерам.
За основу «индекса голд-мака» экономисты взяли цены апреля 2002 года. Тогда за один грамм золота или €10,98 в еврозоне можно было купить 4,11 бигмака. В 2021 году грамм золота позволял приобрести 11,59 бигмака, а €10,98 — только 2,58. Иными словами, за почти 20 лет покупательная способность золота выросла в 2,8 раза, а евро обесценился в 1,6 раза.
В России тоже есть аналог «индекса бигмака» — называется он «индекс оливье». Новогодними салатами у нас оценивают изменения в стоимости потребительской корзины (инфляцию или дефляцию), а не соотношение рубля с другими валютами. Впервые его опубликовали в 2009 году в журнале «Труд», но затем индекс взял на вооружение и Росстат.
Для расчета «индекса оливье» специалисты берут стоимость всех ингредиентов и на основе этого вычисляют примерную стоимость 2,5 кг салата. В 2020 году оливье стоил порядка 364 руб., а в декабре 2021 — около 416 руб. За год салат подорожал на 15%. Это показывает, что теперь из-за инфляции люди смогут покупать меньше продуктов за те же деньги.
Насколько точны все эти методики
За время существования «индекс бигмака» приобрел большую популярность и превратился чуть ли не во всемирный стандарт по оценке стоимости валют.
По нему пишут научные диссертации и включают в учебники по экономике. Однако всерьез относиться к «бургерономике» не стоит. На бумаге она выглядит хорошо, но реальность отражает плохо. Уж слишком много переменных не идут в расчет — спрос населения, соотношение импортных и местных продуктов, резкое изменение курсов валют и т.д.
То же касается и других индексов. Измерение валют по стаканчикам латте, iPhone и цене на пиво и сигареты — это весело, но для серьезных изысканий такие методики совершенно не годятся.
The Economist отмечает, что целью «индекса бигмака» было скорее разжевать теорию паритета покупательной способности для обывателей, нежели продемонстрировать реальную ситуацию в экономике. Впрочем, к критике журнал все же прислушался и выпустил продвинутую версию своей методики с поправкой на показатель ВВП на душу населения.
Кстати, по этой вариации самой переоцененной валютой в мире считается уругвайский песо. А вот рубль по-прежнему остается на последнем месте — его курс занижен к доллару на 52,1%.
━━━━━
Виталий Рюмшин